Декорирование поверхностей изделий из керамики в настоящее время является важным элементом производства гончарных изделий, так как первоначально керамика имела только практическое значение. Теперь же с ростом культуры, увеличением знаний о применении керамики в пищевых, бытовых, рекреационных, медицинских и эстетических целях внешний вид керамики и изделий из глины обрёл первостепенное значение наряду с их изготовлением. Издревле мастера гончары получали изделия, имевшие разные цветовые оттенки своих творений, значивших то, что глина несёт различные красители. Позже было выяснено, что, смешивая различные сорта глин, можно получать разные их цветовые оттенки. Существуют также различные глины отличающиеся изначально цветом:
Для того, чтобы изделие из глины приобрело более эстетичный вид, используют материалы, в состав которых входят красящие элементы, усиливающие некоторые физические свойства, в частности ангобы или глины, содержащие цветные пигменты. Они также используются для грунтования поверхностей и декорирования нежелательной расцветки. С помощью ангобов можно создавать рельефные изображения, путём формирования фактура на поверхности. Первые ангобные краски изготавливались на основе белой глины.
Техника декорирования керамических изделия заключается в нанесении тонкого слоя цветной или белой глины на изделие перед обжигом.
Цель покрытия ангобами изделия перед обжигом – скрыть грубую фактуру, нежелательный цвет черепка или какие-либо дефекты на его поверхности. Колеровка керамических изделий в большинстве случаев осуществляется в процессе ангобирования. Цветовая гамма ангобов отличается мягкостью тонов и плавностью переходов цветовых оттенков. Одно из необходимых требований к красителям керамики в том, чтобы глина ангоба по свойствам была сходна с глиной черепка для того, чтобы во время обжига произошло хорошее сцепление исходных материалов. Основными характеристиками исходных материалов, на которые необходимо обратить внимание – дисперсность и влажность.
Для того, чтобы работать с ангобом его доводят до сметанообразного состояния и тонким слоем наносят на керамическую поверхность. Ангобы относятся к подглазурным краскам и наносятся на сырую глину перед обжигом. Краситель, если он нанесён аккуратно и плотно, способствует маскировке мелких дефектов и шероховатости исходного черепка. После обжига ангоб прочно скрепляется с несущим черепком. Ангобы хорошо разводятся водой, не производят неприятных запахов, являются экологически чистыми продуктами.
Ангобы отличаются друг от друга по цвету. Декорирование майолики производят с помощью глинисто-песчаных ангобов, в составе которых имеется глина и каолин. Если требуется получить цветной состав ангоба используют ангобы, содержащие песок, шамот, мел и оксиды металлов. Красители с таким составом имеют высокие показатели поглощения воды. Глинисто-песчаные ангобы используют при создании рисунков на гончарной керамике (терракоты, майолики). Флюсованные ангобы, используемые в архитектурно-художественной керамике, кроме глины в составе содержат бесцветную глазурь. Ангобы бывают белыми и цветными. Колеровка ангобов зависит от включения в них оксидов металлов и примесей природноокрашенных глин. Для получения оттенков синего цвета в белую глину добавляют оксид кобальта, для зелёного оттенка используют оксид хрома, для красного оттенка – оксид железа, синий – сернокислый кобальт, бурый – оксид марганца, изумрудный – окись хрома, янтарный оттенок – окись никеля, чёрный цвет – смесь содержит хром, марганец и кобальт.
При получении белого ангоба смешивают фаянсовую природную глину с каолином, также включают белую глину, кварцевый песок, мел, полевой шпат, важный компонент беложгущуюся глину.
Беложгущаяся глина даёт самый чистый белый оттенок. Белые ангобы – это основа для изготовления цветных красителей путём добавления красящего пигмента. С помощью белых ангобов можно получать рельефные рисунки на цветной глине. Так как красители непрозрачны, Ангобированная поверхность имеет матовый оттенок.
Цветные ангобы получают следующими путями:
- Подбирают цветные глины. Смешивают их. Потом производят обжиг. После обжига смесь глин несёт определённый оттенок. Смешивание цветных глин для нанесения и обжига керамики требует определённого опыта гончара, так как в этом случае необходимо чувство цвета.
- Белый ангоб смешивают с пигментным красителем не более 20% его включения. В качестве красителя используют оксиды металлов.
Если гончар желает сам изготавливать ангоб, то примерные его пропорции составляют: глинистое вещество – 50%; пигментный краситель не более 20%; кварцевый песок (для уменьшения усадки глины; различные флюсы, повышающие плотность красителя и улучшающие его сцепление с изделием). Самые простые ангобы изготавливают из той же глины, что и керамическое изделие, доводят её до сметанообразной консистенции, разведением в воде, и добавляют желаемый пигмент. Увеличение концентрации базового пигмента усиливает насыщенность основного цвета.
Ангобы с разными составами обжигаются в разных условиях, так как во время обжига флюс расплавляется и происходит спекание глинистых компонентов. Несоблюдение технологии ведёт к несоответствию желаемого оттенка, и керамика не достигает необходимых физических свойств. При пережоге на поверхности изделия появляется блестящая корочка.
При использовании фабричных ангобов, следует соблюдать технические условия нанесения и обжига ангобов, указанные на упаковке. Некоторые красители наносятся кистью. Покровные ангобы наносятся на изделие так же, как и глазури.
Приготовление ангобов для керамики начинают из массы цветной глины состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Кашеобразную массу пропускают через сито. Жидкая смесь по консистенции должна иметь влажность 35-50%. Белые ангобы получаются при смешивании каолина, кварцевого песка и глицерина. Цветные ангобы готовят из белых красителей. В белую глину добавляют пигмент и размешивают, чтобы
В продаже имеются готовые ангобы для нанесения кистью и пигменты, содержащие краски, соли или оксиды металлов.
Покрытие керамики ангобами производится путём поливания, погружения и напыления. Влажность материала изделия должна составлять не менее 20%.
Роспись кистью проводится по обожжённой глине или в застывшем виде. С помощью кисточки накладываются тонкие слои, ангоб по консистенции должен быть сметанообразным.
Окунание используют для декорирования мелких поделок.
Плавные цветовые переходы на поверхности керамики достигаются технически сложным путём напыления ангоба. Этот способ рекомендуется для декорирования рельефных поверхностей.
Существуют способы нанесения ангоба путём мраморизации:
1) Окунают изделие в ангоб, с последующим извлечением и подсушиванием губкой.
2)Полив черепка ангобом, формированием цветного рисунка, и вращением черепка для удаления излишков краски.

Бутаков Е.И.
Гончар-любитель, изобретатель, кандидат наук.
2 комментария. Оставить новый
Здравствуйте! Я не нашла у вас на сайте в продаже пигменты. Если они есть пришлите пожалуйста мне ссылку
Добрый день, пигменты мы не продаем, только готовые ангобы и глазури, которые мы изготавливаем. Пигменты можете найти в керамических магазинах вашего города, какие-то пигменты можно приобрести и на ОЗОН.