Обжиг керамики: Основные этапы и ключевые процессы

Схемы обжига керамики. Процессы, происходящие во время обжига

В процессе обжига керамики происходят различные физико-химические изменения, заканчивающиеся этапом спекания. Спекание можно описать как уплотнение керамической массы и объединение ее зерен в цельный монолит. В результате этого керамика обретает характеристики, сходные с камнем: прочность, устойчивость к воде и морозу. Изменения затрагивают как глинообразующие минералы, так и примеси в глине и добавки, вносимые в керамическую шихту. При обжиге также происходит взаимодействие продуктов разложения минералов с другими ингредиентами шихты.

Процесс обжига обычно разделяют на три этапа: нагревание до заданной температуры обжига, выдержку при этой температуре и последующее охлаждение. Для каждого этапа устанавливают свой режим. Режимы обжига строго специфичны для различных типов керамических изделий. В начале температурной кривой важно снижать скорость нагрева по мере увеличения влажности сырья. Если скорость образования пара в материале превысит скорость его прохождения через поры, то возникшее в результате давление водяных паров может вызвать трещины и отслоения в изделии, известные как «лопанец». Особенно опасен в этом плане период температурной кривой до 250°С.

Обжиг керамики в муфельной печи

Основные понятия и технологии при обжиге керамики

Изготовление керамических изделий включает этапы формования, сушки и обжига из сырой керамической массы.

  • Обжиг представляет собой процесс нагревания сырой керамической массы до температуры, достаточной для спекания её частиц.
  • Под термином «керамика» понимаются керамические изделия, что происходит от греческого слова «керамос», означающего глину.
  • Сырец – сформированное глиняное изделие, но не прошедшее процесс обжига.
  • Черепок – это керамическое изделия после обжига сырца.
  • Керамическая масса является основным материалом для производства керамики, которая включает в себя натуральные глины, подходящие для моделирования и обжига. Качество и тип керамической массы определяются её минералогическим составом, содержанием примесей, а также пластическими и обжиговыми характеристиками. Выбор температуры и режима обжига напрямую зависит от сорта керамической массы и требуемых характеристик конечного продукта.
  • Температурный режим охватывает следующие аспекты: скорость и продолжительность нагревания, максимальная или конечная температура нагрева, поддержание заданной температуры на определенное время, а также контролируемое охлаждение (отжиг).

Подготовка

Отформованное изделие перед обжигом необходимо хорошо высушить. Значительное количество влаги может привести к появлению трещин в изделии на начальном этапе обжига, а в худших случаях – к его разрушению, вплоть до разрыва.

Время высыхания изделия зависит от его размеров, веса, формы и сложности рельефа. Процесс сушки обычно длится от двух дней до трех недель и более. Изделия можно сушить естественным или принудительным способом. Естественная сушка, как следует из названия, не требует применения специальных устройств. Главное — избежать попадания на изделия прямых солнечных лучей и сквозняков, а также обеспечить мягкое и равномерное испарение влаги из изделия. Исключение составляют донышки больших сосудов и широких тарелок, которые следует высушивать в первую очередь, чтобы предотвратить трещины. Донышки высоких сосудов сушат, помещая их на гипсовое основание. Тарелки укрывают полиэтиленовой пленкой, оставляя незащищенным только дно и располагая тарелку лицевой стороной вниз.

Небольшие дефекты, такие как сетка мелких трещин, заделывают сметанообразной керамической массой, подобной той, из которой было сформировано изделие. При благоприятных условиях заготовки высыхают без проблем: их достаточно компактно расположить на полках, стеллажах или столах и оставить до полного высыхания.

Изделия из особо жирной или, наоборот, слишком тощей глины, включающей много песка или шамота, наиболее подвержены трещинам как во время сушки, так и во время обжига. Замедлить высыхание таких изделий можно, разместив их на стеллаже, покрытом пленкой (необходимо периодически проветривать, чтобы избежать образования конденсата), или в коробке с небольшими отверстиями. После окончания сушки, при необходимости, изделия аккуратно шлифуют мелкой наждачной бумагой и обрабатывают влажной губкой, удаляя с поверхности крошки керамического мусора, неровности и отпечатки пальцев.

Принцип обжига

Методика обжига керамики включает несколько ключевых этапов. Во время обжига сырая керамическая масса подвергается термическому воздействию, в результате чего происходит спекание ранее несвязанных минеральных частиц. Это приводит к формированию прочного керамического тела, известного как черепок. Мягкое и порошкообразное глазурное покрытие под воздействием температуры расплавляется и превращается в вид стекла, создавая водонепроницаемый слой, который может быть как глянцевым, так и матовым.

Температурный режим обжига может значительно варьироваться в зависимости от конкретных характеристик керамического материала, включая его минералогический состав, и поставленных технических задач. Обычно температуры обжига колеблются в пределах от 800°C до 1400°C. При этом точное соблюдение требуемого температурного режима и времени обжига критически важно для достижения желаемых качеств готового изделия, таких как шелковистость и белизна фарфора, блеск глазури, а также сохранность простых и сложных форм изделий.

Для улучшения качества готовой продукции могут применяться различные виды обжига, первичный – для удаления механической и химически сорбированной воды, и глазурный обжиг (вторичный), который необходим для образования на изделии глазурного покрытия. На каждом этапе можно контролировать и корректировать процесс в соответствии с требованиями к конечному изделию.

Этапы обжига керамики

Первый обжиг – утильный. Он представляет собой первоначальную обработку глиняного сырья при достаточно высоких температурах для придания заготовке необходимой прочности. При этом материал сохраняет пористость, что упрощает нанесение глазури или краски.

Второй обжиг – политой или глазурный. Происходит после утильного обжига, когда на изделие наносят глазурь и снова помещают в печь. В ходе этого обжига глазурь надежно соединяется с основой, формируя влагонепроницаемое глянцевое покрытие (как уже писалось ранее), которое увеличивает прочность и долговечность изделия, а также придает ему цвет и привлекательность.

Третий обжиг – декорирующий, в процессе которого выполняется: 1. Надглазурная роспись. 2. Роспись люстровыми красками. 3. Декорирование золотом и платиной. В зависимости от сложности и техники декора возможно проведение от одного до трех (или более) дополнительных обжигов, обычно с пониженной температурой. Каждый последующий дополнительный обжиг вне зависимости от их количества обычно называют «третьим обжигом». Однократный обжиг может применяться в случаях, когда утильный и политой обжиги можно совместить из-за одинаковых требований температур к спеканию глины и глазури без необходимости дополнительного декорирования.

Шамот

Существует четыре основные схемы обжига керамических изделий:

  1. Фарфоровая схема: Большую часть состава фарфора составляют плавни (кварц, полевой шпат), которые помогают уменьшить пористость и вызывают значительную огневую усадку. Процесс включает первый низкотемпературный и утильный обжиг (800°С–1000°С), за которым следует второй высокотемпературный обжиг политого фарфора в диапазоне 1350°С–1420°С для твёрдого фарфора, и 1250°С–1350°С для мягкого, 1200°С–1250°С для технического (санфарфора). После политого обжига следует один или несколько декоративных обжигов с понижением температуры.
  2. Фаянсовая схема: Фаянс, входящий в группу тонких керамических масс, обладает пористым, непросвечивающим черепком и белизной, схожей с фарфором. Обжиг фаянса возможен при сравнительно высоких температурах первого, утильного обжига (1200°С–1250°С), что позволяет избежать деформации изделий при сохранении необходимой пористости для глазурования. Второй обжиг проводят при пониженной температуре (1000°С–1200°С), требуемой для нанесения глазурных или других декоративных покрытий.
  3. Майоликовая схема: Майолика является наименее огнестойким материалом с температурой обжига в диапазоне 900°С–1100°С. Перепады температур в процессе обжига не должны превышать 20°С–50°С, что связано с риском деформации или вспучивания материала. При работе с майоликой часто возникают сложности из-за быстрого перехода материала от рыхлого к стекловидному состоянию, также возможно использование одного обжига в неопытных условиях.
  4. Шамотная схема: Обжиг шамотных масс проводится по любой из перечисленных выше схем и варьируется в широком температурном диапазоне.

Что каждый керамист должен знать?

В процессе обжига керамическая смесь подвергается воздействию высокой температуры, что приводит к частичному расплавлению и, главным образом, к спеканию минеральных частиц в единый монолит. Изделие приобретает твердость и прочность, оно становится устойчивым к нежелательным механическим, химическим и тепловым влияниям, отлично сохраняет свою форму, не впитывает воду, а запеченный в стекле пигмент устойчив к воздействию света (например, смальта, бутылочное стекло, цветная глазурь).

Керамическое тело изделия приобретает свойственные камню характеристики, однако становится относительно хрупким (как пример — керамическая посуда, которая может легко разбиться). Таким образом, обжиг представляет собой серию термо-физико-химических преобразований, происходящих в основных составляющих любой керамической массы, таких как кремнезем, каолин и другие присутствующие минеральные соединения. Основной элемент этих трансформаций — кварц, присутствующий в той или иной форме.

Температурные этапы обжига

При обжиге глины наблюдаются различные эффекты в зависимости от температуры.

В интервале от 20°С до 100°С происходит удаление свободной влаги, которая поддерживается влажностью окружающей среды. В этом случае рекомендуется скорость нагрева в пределах 60°С–70°С в час до достижения 200°С. Для крупногабаритных и толстостенных объектов скорость нагрева желательно снизить вдвое.

Между 100°С и 200°С глина сжимается за счет продолжающейся потери влаги и начинает выделяться химически связанная вода из кристаллических решеток. Слишком медленный нагрев в этом диапазоне может вызвать высвобождение солей, особенно в красной глине.

Во время достижения температуры 300°С–400°С начинается выгорание органических примесей. Этот процесс заканчивается при 450°С с медленным увеличением температуры и при 700°С-800°С, если подъем температуры осуществлялся быстро. Последним, как самый тугоплавкий, выгорает углерод. Процесс потери кристаллической воды завершается к 400°С.

Начиная с 450°С, происходит удаление конституционной воды (дегидратация), входящей в состав глинистого вещества и других минералов. Основная масса конституционной воды удаляется в интервале температур 500°С–600°С, причем большая пористость материала оказывает содействие беспрепятственному удалению воды. Поэтому в этот период допустимая скорость нагрева изделия не лимитируется свойствами его материала. Наиболее сложные фазовые преобразования начинаются при температуре 550°С, что связано с аморфизацией глинистого вещества. При температуре 573°С р-кварц, практически, мгновенно переходит в а-кварц, что сопровождается увеличением объема и при быстром подъеме температуры может привести к возникновению трещин в изделиях.

В интервале температур 500°С–950°С происходит диссоциация сульфидов и сульфатов с выделением SO2, а также начинается диссоциация СаСО3 и MgCО2 с выделением СО2, что повышает пористость изделий.

От 600°С до 800°С преобразования продолжают усиливаться, сопровождаясь необратимыми изменениями внутренних связей, делая материал особенно хрупким. В это время крайне важно избегать аварийной остановки нагрева при первом обжиге.

Одновременно, при температурах 700°С–800°С, в зависимости от химического состава шихты, начинается образование жидкой фазы (стеклоподобного расплава), заполняющей поры и стягивающей частицы основного материала, что вызывает первичную огневую усадку.

С 850°С до 950°С происходит разложение карбонатов и сульфатов, освобождая оксид углерода и серы; интенсивное «газование» массы часто приводит к дефектам глазурного покрытия, таким как пузыри и сколы. В этих условиях рекомендуется продлить выдержку на 1-1,5 часа для полного удаления нестабильных химических элементов. Также происходит взаимопроникновение поверхностных частиц изделия и глазурного слоя, увеличивая прочность изделия.

При дальнейшем нагревании в керамическом материале происходят реакции в твердых фазах. Повышение температуры увеличивает скорость реакций.  В интервале 900°С—1300°С наблюдается процесс образования муллита (алюмосиликат с игольчатой кристаллической структурой), который и придает наиболее ценные качества обожженному керамическому материалу: прочность, термостойкость, ударную вязкость. Этот же температурный интервал совпадает со вторым этапом усадки наибольшей интенсивности. Основные интересующие нас преобразования керамических веществ на этом заканчиваются.

Завершающий процесс — это полное спекание частиц или созревание керамического изделия в зависимости от его состава и типа. Температурные режимы следующие: для терракоты составляют 1000–1100°С, для фаянса 1200°С–1250°С, а для каменной массы и фарфора 1250°С–1400°С.

Обжиг фарфора в печи

Выгорание органических элементов в смеси, а также разложение карбонатов и прочих веществ, высвобождающих летучие газы, должно происходить до начала активного спекания керамики для предотвращения её вздутия и трещин. В процессе многократного обжига это должно завершаться перед этапом нанесения глазурного слоя.

В период активного сжатия для материалов, подвергающихся разрушительным напряжениям, необходимо тщательно регулировать температуру повышения, чтобы предотвратить образование трещин в изделиях на стадии обжига. В других случаях следует придерживаться принципа, согласно которому температурный режим не должен приводить к значительному различию в скоростях внешнего и внутреннего теплообмена. Если интенсивность внешнего теплообмена существенно превышает внутренний, это может привести к расплавлению поверхности продукта. Подбор окончательной температуры обжига определяется на основе испытаний.

Цек на глазури керамического изделия
Цек на глазури керамического изделия

Проблемы при охлаждении керамических изделий после обжига

Если коэффициент термического расширения (КТР) глины и глазури значительно различается, то в диапазоне температур от 900°C до 750°C может произойти цек (трещины на глазурном слое), отслаивание глазури или разрушение самого изделия. Также, при переходе температур с 600°C до 400°C, может возникнуть треск из-за внезапного изменения КТР. Выгружать изделия из печи стоит, когда температура достигает примерно 100°C. Если открыть печь значительно раньше, контакт с холодным воздухом может повредить ещё не остывшие изделия, доходя до их полного разрушения. С другой стороны, тест на термошок при температуре 150°C до 200°C может надёжно выявить проблему «отложенного» цека. В конце концов, каждый мастер-керамист, на основе собственных знаний и опыта, самостоятельно определяет какие правила следует соблюдать.

Автор статьи Сергей Пименов

Автор статьи:
Гончар-керамист Сергей Пименов

39 комментариев. Оставить новый

  • Ильмира
    26.10.2024 14:44

    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста какая схема утильного и политого обжига будет лучше для фарфора (Литейный Париан, S-6124). Интересуют скорость набора, выдержки, финальная температура и стоит ли задавать скорость остывания?
    Печь imold zolo 40

    Ответить
    • Скорость набора - 150 градусов в час, выдержка 10 минут, контролируемое остывание не требуется.
      Температуры обжига сильно зависят от задач. Если не будет глазуровки, то однократный обжиг на 1220°С. Если будет глазуровка, то утиль на 1000°С. Температура политого обжига - исходя исходя из рекомендованной температуры обжига используемых глазурей.

      Ответить
  • Михаил
    23.10.2024 17:34

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста с выбором программы для утильного и глазурного обжига. Полуфарфор чайка (1200°С - 1250°С). Печь муфельная ПМ-5 Птр (небольшая 25*25*25 см). Сами изделия небольшие, тонкие, чисто декоративного назначения. По подсчетам по схемам, которые даются в интернете только утильный обжиг будет занимать больше 11 часов. Скажите, можно ли сократить это время и температуру, учитывая небольшие размеры изделий и размер печи. Буду благодарен, если кто-то распишет режим обжига и выдержки

    Ответить
    • Керамику рекомендуется обжигать со скоростью 150 градусов в час. При этом желательно сделать полку на 100 градусах в течение часа, чтобы досушить изделие. Конечной выдержки достаточно 5 минут. Поскольку печь маленькая, то и остывание должно быть контролируемое - 200 градусов в час. Можно, конечно, форсировать и нагрев и охлаждение до 300 градусов в час, но тогда риск брака увеличивается.

      Ответить
      • Михаил
        10.11.2024 19:54

        Подскажите пожалуйста подойдет ли такая программа для утильного обжига:
        1. Скорость набора t — 150°C / 60 мин. до конечной 1050
        2. Выдержка на t 100°C — 30 мин.
        3. Выдержка на t конечной — 5 мин.
        4. Остывание 200°C/час

        И для глазурного:
        1. Скорость набора 200°C в час до 900°C.
        2. Выдержка на 900°C - 30 мин.
        3. 200°C/час до конечной температуры.
        Выдержка на конечной температуре - 5мин.
        Естественное охлаждение не быстрее 200°C в час.

        Ответить
        • Да, нормальная программа обжига. Если печь больше 40л, то следует время конечной выдержки увеличить до 10-15 минут.

          Ответить
  • Добрый день. Для производства столовой посуды достаточно второго политого обжига до 1060 градусов или необходима более высокая температура?

    Ответить
    • Если глазурное покрытие не имеет дефектов, то достаточно. Тем не менее для посуды рекомендуется использовать обжиги от 1180°С, для снижения вероятности цека при последующей эксплуатации.

      Ответить
  • Полина
    18.10.2024 05:00

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста утильный обжиг ge211?

    Ответить
  • Дарья
    07.10.2024 00:11

    Здравствуйте. В статье было упомянуто, что возможно использовать одноэтапный обжиг, когда утильный совмещается с политым. Подскажите, пожалуйста, как в таком случае подбирать глазурь? Есть ли базовые советы

    Ответить
    • 1 вариант: Когда используют высокотемпературные глазури, чтобы они начинали плавиться свыше 1100 градусов. Тогда все газы успеют выйти через слой порошка глазури.

      2 вариант: Если изготавливать декоративную керамику или работать с толстостенной керамикой - шамот, изразцы. Глазури любые, но иногда нужно пережигать глазурный обжиг из-за дефектов.

      Ответить
  • Здравствуйте, подскажите пожалуйста как делать обжиг с самого начала, интересует фарфор, максимальная температура моей печи SKUTT 1280 примерно, хочу попробовать маленькие фарфоровые изделия, какая будет схема обжига самого фарфора без глазури, и потом с нанесенной глазурью , и если надо третий этап, спасибо большое , я прям самый новичок.

    Ответить
    • Все зависит от фарфоровой массы. Уточните, пожалуйста, какую марку фарфора вы используете?

      Ответить
  • Добрый день! Подскажите пожалуйста, как определить температуру обжига? Глину взяла с реки

    Ответить
    • Первично можно посмотреть по цвету. Если глина красная, то скорее всего температура обжига будет порядка 900 градусов. Если серая или голубая, то 1000-1050 градусов.

      Ответить
  • Галина
    20.08.2024 16:18

    Добрый день! Скажите пожалуйста какая схема обжига фарфора после росписи надглазурными красками при темп 800 градусов в муфельной печи?

    Ответить
  • Сергей
    01.04.2024 09:14

    Какое время требуется для обжига надгларных красок csc?

    Ответить
  • Полина
    17.03.2024 20:44

    Подскажите еще пожалуйста белую глину. Рефсан высокий пропал из продаж, чайка и монблан давно ушли. 221 и fa300 становятся неприятно серыми после всех обжигов. Фарфор слишком на высокой температуре обжиг проходит и не подходит для мк.

    Ответить
    • Если нужна белая, то обычно это всегда высокие массы - например каменная масса Acar PV-05, один из обжигов нужно делать высоким. Из низких попробуйте - Acar EW-01B, АЛСИЛИКА AL-PM101/8 (Монтесса), но они тоже не совсем белые.

      Ответить
  • Полина
    17.03.2024 20:39

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста график обжига fa300.

    Ответить
    • Попробуйте подъем 150гр/час до 900 гр, выдержка 1 час, утильный обжиг на 1000гр, глазурный - 1080 (также с выдержкой на 900) остывание естественное, не быстрее 250°C/час.

      Ответить
  • Полина
    16.02.2024 09:29

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста график глазурного обжига высокотемпературной глины r&b 221? Ваши турнетки очень удобные! Тяжелые и не крутятся сами по себе!

    Ответить
  • Елизавета
    09.02.2024 10:12

    Здраствуйте, подскажите пожалуйста утильный обжиг. Мне нужна схема для програмирования. до 1200г хотела бы обжигала на 6 часов, пожалуйста напишите мне))))

    Ответить
    • Температура утильного обжига подбирается экспериментально согласно характеристикам используемой массы и выбранному методу глазурования Мы обычно обжигаем большинство масс на 1050°C. Хорошо спеченный черепок будет меньше тянуть воду, будет легче наносить глазурь на изделие.Наоборот слишком спеченный черепок - плохо смачивается глазурью, во время обжига глазурь стекает с черепка - образуется сборка.
      Утильную программу на наших печах Zolo мы забиваем такую: нагрев до 135 °C выдержка - 2 часа, нагрев со скоростью 150°C в час до 350°C - выдержка 30 мин, нагрев со скоростью 150°C в час до 950 °C, - выдержка 1 час, остывание естественное. Можно и быстрее: до 200°C - 120 мин, выдержка 15 минут, до 580 °C за 150 мин - выдержка 15 минут, до 1050 градусов за 240 минут - выдержка 15 минут.

      Ответить
  • Николай
    26.11.2023 21:47

    Добрый вечер! Проконсультируйте пожалуйста. Какую глазурь использовать для керамической черепицы?

    Ответить
    • Глазури необходимо подбирать к глине, особой разницы нет, главное покрывать со всех сторон, чтобы уменьшить воздействие внешней среды. Нужно выбирать глину, которая полностью спечется и будет иметь нулевое водопоглощение, или близкое к 0, лучше красную.

      Ответить
  • Наталья
    13.10.2023 20:19

    Добрый день!
    Спасибо за статью, ценно.
    Мы совсем новички, только начинаем экспериментировать с вашей печью.
    А скажите, пожалуйста, обжиг глазурный, как проводиться?

    Ответить
    • Глазурный обжиг можно проводить быстрее чем утильный:
      1) Скорость набора 150°C в час до 900°C
      2) Выдержка на 900°C - 1 час
      3) 150°C/час до конечной температуры
      Выдержка на конечной температуре - 30мин
      Естественное охлаждение не быстрее 240 °C в час (важно для небольших печей)

      Подробнее можете прочесть в статье https://glavglazur.ru/kak-vybrat-programmu-obzhiga-keramiki/

      Ответить
  • Дарья
    13.10.2023 15:27

    Добрый день! В этом году я приобрела муфельную печь "Плавка Про". Первый утильный обжиг на низкой температуре удалось провести успешно, однако глазурь еще не пробовала, и мне предстоит понять, как правильно расставить температуру и выдержку

    Ответить
  • Ирина
    28.02.2023 21:27

    А я все равно не понимаю :(
    Мне надо прям расписать где сколько ставить и где какая выдержка

    Ответить
    • Василиса
      01.03.2023 16:43

      Утильный обжиг рекомендую проводить так. До 200 градусов нагреваете за 3 часа. До 400 нагреваете за 2 часа и делаете выдержку 15 минут. До 600 греете 2 часа и делаете выдержку 15 минут. До 800 нагреваете за 2 часа, выдержка на этой температуре нежелательна. До 1000 градусов греете 2 часа. Выдержка не нужна. И до 1200-1300 около 2-3 часов и выдержка 30 минут. Глазурный обжиг может быть намного быстрее.

      Ответить
      • Татьяна
        11.09.2023 21:08

        Дорогая Василиса! Большое спасибо за подробный ответ.
        Если позволите, еще вопрос - можно ли сразу обжигать высушенное глиняное изделие, покрытое ангобом и глазурью (кистью, глазурь обжиг 1200 градусов)? Или обязательно делать 2 обжига?

        Ответить
        • Обычно, и для лучшего результата, делают в два обжига: сначала обжигают высушенное глиняное изделие, покрытое ангобом , потом покрывают глазурью и обжигают второй раз. И обычно для первого (утильного) обжига достаточно 900-1000 градусов, в зависимости от используемой глины. Если хотите именно в один обжиг - всё зависит от выбранной массы, изделия, глазури - изделие может треснуть, или глазурь плохо лечь на ангоб.

          Ответить
  • Елена
    17.02.2023 20:38

    Прочитав такую статью даже новичок все поймет!
    Спасибо!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Ещё статьи по теме:

Подпишитесь на новости о выходе новых статей:

Товары для гончаров и керамистов