Увлечение керамикой и работой с гончарным кругом рано или поздно перерастает в способ заработка при желании мастера. Зарабатывать на любимом деле, иметь постоянных клиентов и получать приятные отзывы о своих работах – прекрасно.
Однако продажа своих изделий, а тем более продажа керамических изделий, выполненных на заказ, всегда имеет некоторые сложности. Одна из них – выбор способа расчета с покупателем.
Вопрос, достойный Шекспира: «предоплата или постоплата?» волнует каждого гончара и керамиста. Где найти ответ? Ведь во времена повсеместного мошенничества и обмана его жертвой может стать и покупатель, и мастер.
Каждый специалист выбирает комфортный для себя вариант работы, но прежде стоит ознакомиться с их основными нюансами.
Постоплата
Что же такое постоплата?
Постоплата – получение денежных средств продавцом или исполнителем непосредственно после получения работы заказчиком или покупателем.
Если говорить совсем простыми словами, то клиент оплачивает вашу работу только после ее получения. Такой способ оплаты держится лишь на «честном слове» покупателя.
Чаще всего так предпочитают взаимодействовать заказчики и начинающие керамисты. Заказчики пытаются таким образом избежать мошенничества и сохранить свои деньги, а новички работают над своей репутацией: зарабатывают лояльность и доверие клиентов.
Если бы процесс взаимодействия между мастером и покупателем проходил по выверенной и четко работающей схеме: изготовление заказа, его отправка заказчику и оплата, вопросов бы не возникало ни у одной из сторон. Однако здесь и кроется краеугольный камень такого способа расчета. Один из сотни клиентов может оказаться недобросовестным и не заплатить. Это потраченный материал, время и настроение.
Именно поэтому оптовая торговля и пользуется спросом у среднего и крупного бизнеса. Зачем платить больше, если можно не платить? Связано это с отгрузкой материалов. Чем больше вы покупаете, тем меньше вагонам/самолетам/кораблям приходится делать итераций для доставки товара. Один заказ — одна большая сделка, которая покрывает логистику и даёт прибыль.
Плюсы и минусы постоплаты
Плюсы:
- Небольшое преимущество перед другими мастерами.
Скорее всего, заказчик, который впервые общается с керамистом напрямую, отдаст предпочтение мастеру с постоплатой. Это происходит в связи с беспокойством о качественном выполнении работы и с возможностью нарваться на обманщика.
Минусы:
- Возможность потерять время и деньги на материал.
- Беспокойство придет ли оплата и, как следствие, нервное напряжение.
Подозрения, что могут возникнуть по отношению к добросовестному покупателю.
Стоит ли работать с такой формой взаимодействия?
Если это частный и единичный заказ, а клиент обратился впервые, большинство опытных мастеров советуют работать только по предоплате.
Однако если вы сейчас работаете именно с постоплатой, набираете лояльную аудиторию, пополняете свое портфолио примеров работ и не хотите ничего менять, то стоит обратить внимание на признаки недобросовестного заказчика.
Можно ли понять «на берегу», что заказчик не собирается оплачивать работу?
Обнаружить потенциального мошенника достаточно трудно, ведь часто все может идти гладко, а покупатель исчезнет лишь после получения изделия. Однако есть несколько «красных флажков», которые смогут помочь определить, насколько серьезно настроен заказчик.
- Длинные промежутки в его ответах на сообщения.
Если изделие изготавливается на заказ, у каждого мастера найдется несколько вопросов к заказчику перед началом работы. Если покупатель отвечает на вопросы неохотно и долго не отвечает на сообщения, значит, он не слишком заинтересован в результате.
- Грубое общение.
Если, услышав цену, покупатель попытался высказать вам свое возмущение, а в процессе работы ведет себя неуважительно и с пренебрежением: без договоренности переходит «на ты», в резкой форме спрашивает, как скоро он получит свою посылку – значит, что человек может получить заказ и решить, что мастер не достоин оплаты.
- Тысяча замечаний.
Стараясь наладить контакт с клиентом и произвести приятное впечатление, некоторые мастера отправляют фото изделия в процессе работы. Фотографируют его перед обжигом, по мере глазурования или росписи. Небольшие замечания покупателя и просьбы что-то поменять – это нормально. Однако если заказчик постоянно меняет свои пожелания, обращает внимание на мельчайшие неровности и придирается к отсутствующим недостаткам, это может означать два момента. Первый – этот человек просто перфекционист. Второй – покупатель постарается найти изъян в готовой работе и откажется её оплачивать.
Предоплата
Предоплата – способ взаимодействия с покупателем, в котором заказчик перед началом работы мастера вносит аванс в виде определенного процента от стоимости изделия. Это может-быть и 10%, и 50%, и все 100%.
Такой способ расчета убережет мастера от ухода в денежный минус. Если заказчик выполнит оплату в размере хотя бы 30% от стоимости, то даже при отказе оплатить остальную часть и отправки керамиста в черный список социальных сетей, время и часть материалов будут оплачены.
По полной предоплате чаще всего работают мастера, сформировавшие свою аудиторию и нашедшие постоянных клиентов. Таким керамистам уже нет смысла связываться с рисками, так как свое имя они уже «заработали» и ручаются за свою работу, которая может быть подкреплена многими фотопримерами в портфолио, а также отзывами в сети. Заказчики не боятся отправлять им установленную сумму, так как наслышаны о хорошей репутации профессионалов.
Если же мастер только начинает выставлять свои работы на продажу, полная предоплата может и оттолкнуть потенциального потребителя. Что же делать в таком случае?
Есть несколько вариантов решения проблемы. Первый – обратиться к покупателю с просьбой перевести лишь незначительную сумму от заказа, чтобы «подстраховаться» и быть уверенным в том, что покупатель серьезно настроен по отношению к покупке. Второй – постараться объяснить заказчику, что поскольку работа с ним идет впервые, то гарантией его добросовестности станет аванс. В дальнейшем работа может проходить и без него.
В любом случае предоплата – страховка керамиста.
Плюсы и минусы предоплаты
Плюсы:
- Мастер почти на 100% защищен от обмана.
- Отсутствие напряженности и тревоги о том, что заказчик оплатит работу.
Минусы:
- Пятидесятипроцентная или полная предоплата оттолкнет определенную часть покупателей.
Стоит ли работать с такой формой взаиморасчета?
Ответ на этот вопрос будет положительным. Восемь из десяти опрошенных мастеров выбирают именно такой способ оплаты. Не стоит бояться, что клиенты откажутся от сотрудничества. Уверенность, что работа будет выполнена не напрасно, стоит гораздо дороже.
Существую ли другие способы, что будут безопасны как для заказчика, так и для керамиста и гончара?
Один из них – договор по оказанию услуг.
Если мастер оформлен как самозанятый, то он имеет право предложить клиенту подписать договор. Это может происходить и в обратном порядке. Предложить подписание договора может и заказчик, и компания – юридическое лицо.
Шаблон договора легко найти в интернете. В нем возможно прописать срок изготовления, конечный результат работы, форму и сумму оплаты. Договор имеет юридическую силу и будет оберегать обе его стороны.
Возможно, этот способ взаиморасчета не подойдёт для продажи небольших и недорогих изделий и сувениров. Однако если заказ объемный или его стоимость превышает несколько тысяч – договор станет надежным методом урегулирования отношений заказчика и покупателя.
Второй из способов взаимодействия с покупателями, о котором мастера иногда забывают – размещение товаров на маркетплейсе.
Естественно, что для исполнения заказа с нуля и в единичном экземпляре, маркетплейс не подойдет. Однако это тот канал продаж, что отличается от социальных сетей способом расчета с клиентами. Маркетплейс выступает гарантом-посредником как для заказчика, так и для мастера керамиста. Такой способ продаж имеет свои подводные камни в виде процентов, комиссий и продвижения. Несмотря на это, здесь вы гарантировано получите оплату за свои изделия.