Успех любого предприятия зависит от правильного планирования и грамотного распределения обязанностей. Изготовление керамики, а тем более продажа керамических изделий требует навыков из трех-четырех различных профессий. Умение работать за гончарным кругом, художественная роспись, маркетинговая аналитика, работа с клиентами, логистика, оптимизация производства и т.д. Все эти сферы требуют должных знаний и умений.
Можно ли все делать в одиночку? Конечно можно. Но нужно ли? Меня зовут Екатерина, скоро моему «керамическому бизнесу» будет 5 лет. И в этом материале я постараюсь поделиться с вами своими наблюдениями на этот счет.
Зонирование ответственности
Все мы слышали расхожую фразу — “хочешь сделать хорошо, сделай сам”. Какой-то процент правды в этом высказывании есть. Действительно важно и нужно понимать всю специфику своей работы для того, чтобы она была успешной. Но это не значит, что вы должны все тащить на себе.
Построение бизнеса на производстве керамики подразумевают работу с рекламой. Давайте рассуждать логически. Если вы хотите, чтобы ваш проект был успешным, но по профилю вы далеко не рекламщик — не лучше ли поручить это сделать профессионалу? Да, существуют риск нарваться на недобросовестного работника. Но этот процент существенно меньше чем тот, что отвечает за провал, если вы будете делать это сами.
Реализация собственных изделий требует держать в голове десяток вещей одновременно. И держу пари, когда вы начинали заниматься керамикой, то получали удовольствие совсем от другого. Чтобы заниматься любимым делом, не срываться на людей на пустом месте и получать максимум продуктивности — поручайте дополнительные задачи соответствующим специалистам. Пусть, к примеру, дизайном изделий занимается отдельный мастер, специализирующийся на художественной обработке. А если пытаться сделать все самой и сразу — результат может быть плачевным.
Выгорание
Именно взвалив абсолютно все сложности на свои плечи, вы обрекаете себя на эмоциональное выгорание и апатию. Даже если любить все сферы бизнеса и все существующие обязанности (что маловероятно), жизнь без свободного времени ни для кого не является мечтой. Постоянные нагрузки без регулярного отдыха сказываются как на физическом, так и на психологическом состоянии человека.
Когда я только начинала развивать свой бизнес, мне хотелось все делать самой, ведь я никому не доверяла. Сперва я неделями напролет оттачивала модели для коллекции на гончарном круге. Потом ушла уйма времени, чтобы разработать дизайн (при том, что художественные навыки у меня не на самом высоком уровне). После всего этого мне предстояло разобраться с настройкой рекламы, созданием интернет-магазина и т.д.
Грамотное делегирование части своих полномочий позволяет больше сконцентрироваться на выполнении одной задачи, но с большим КПД. Подобный подход даст гораздо больший вклад в ваше дело.
Развитие
Проблема с делегированием полномочий довольно распространенная, особенно в творческой сфере. Во многих компания существуют специальные практики, призванные научить работников делегировать. К примеру, в сегменте топ-менеджмента, при подготовке ко вступлению в руководящую должность — это обязательный курс. Хорошо управляет тот, кто знает свои слабые и сильные стороны. А значит может взглянуть правде в глаза и отдать какую-либо задачу более сильному и узконаправленному специалисту. Важно понимать, что нужно работать на результат, а не на собственное эго. Эго, к сожалению, денег не платит.
Помимо повышения своих навыков руководителя, делегирование поможет вам обдумать развитие своего дела. Дополнительные задачи, перенаправленные на других специалистов, освободят дополнительное время. Именно это время можно потратить на построение новых концепций бренда, на творческие эксперименты или на новые важные переговоры.
Еще одним бонусом станет взгляд со стороны. Работая над всем процессом в одиночку, мы часто не замечаем допускаемых ошибок. А значит — продолжаем их повторять. Само собой, подобная практика не идет на пользу бизнесу. Отдавая часть задач в руки подчиненных или сотрудников на фрилансе, вы имеете возможность научиться чему-то новому, посмотреть на старую работу под другим углом.
Основные принципы
Если вы только учитесь доверять часть своей работы другим людям, начните с малого. Подготовительная работа, оформление простой документации, поиск новых поставщиков, уборка мастерской и т.п. Это уже снимет с ваших плеч часть работы и позволит вздохнуть свободнее.
После этого можно подумать об узкоспециализированных задачах. Дизайне, лепке, обжиге. Вы — генератор идей, и никто не вправе запретить вам делать что-то параллельно. Но не обязательно быть центром производства. Возможно в вашем городе есть специалисты, которые имеют гораздо больший опыт и готовы работать по найму. Свежая кровь обернется и свободным временем, и новыми идеями.
На всякий случай поясню, делегирование — это не способ легального безделья. Это возможность собственного развития и талантливого руководства. И применять эту возможность тоже нужно правильно.
В первую очередь, нужно четко понимать, что за задачу вы передаете на выполнение. Если дело касается нескольких сфер сразу — лучше покажите в первый раз неопытному сотруднику, что от него требуется. Именно элемент обучения станет залогом продуктивного исполнения.
Если же человек достаточно компетентен в оговариваемом вопросе, четко формулируйте требования. Укажите сроки и преследуемые цели, погрузите его в проблематику. Слишком вальяжно сформулированное Техническое Задание может привести к соответствующему результату.
Преимущества
Помимо ранее описанных плюсов в виде свободного времени, которое можно потратить на решение действительно важных задач, делегирование развивает вашу команду. А если у вас ее пока нет — создает. Передача важных задач в руки подчиненных помогает им почувствовать себя важными и действительно вовлеченными в процесс. От этого растет эффективность их работы, ведь они чувствуют, что им доверяют.
Что можно сказать в сухом остатке про делегирование. Первое — его не нужно бояться. Все мы ошибаемся, но не стоить вешать грехи всего человечества на себя. Второе — делегирование это не только передача задач, но также и передача полномочий. Чтобы получить эффективных и инициативных сотрудников, учитесь им доверять. Третье — делегирование помогает взглянуть шире. А значит, это способ научиться новому и улучшить старое. Надеюсь мои советы будут полезны для коллег-профессионалов и керамистов-новичков.
Автор статьи
Шербул Ирина