Периодически в своей практике сталкиваюсь с тем, что приходится писать подобные статьи. Я, будучи и практикующим психологом, и бизнес тренером, и руководителем, а также и менеджером по продажам, всю жизнь, так или иначе, работаю как с обучением людей, так и работой с возражениями. И с высоты всего этого опыта хочу поделиться следующим.
Все мы люди, всем свойственно ошибаться и иногда чересчур эмоционально реагировать. Но все же перед тем как делать категорические, ультимативные суждения к тому же публичные, следует все же взять небольшую паузу для обдумывания и изучения ситуации.
Прежде всего, надо понимать, что занятия творчеством в детском возрасте это необходимый и при этом хрупкий процесс, в детском возрасте очень важно не убить в ребенке необдуманной критикой вообще какое-либо желание заниматься творчеством и сам творческий подход к любой деятельности в настоящем и будущем. Да и потом, и с этической, и с педагогической, да и просто с человеческой точки зрения не допустимо критиковать творчество детей в крайне негативных красках. И уж тем более травматичны такие случаи, когда детей критикуют их же родные, в присутствии третьих лиц, особенно в таких отрицательных коннотациях, как «говно» и тому подобное. Такая критика воспринимается как обвинение, порождает страх и неуверенность, ощущение ложного стыда и прочее. Получается дети старались, добились некоего результата, их психика воспринимает это как хорошее поведение, а мы берем и их в этом прилюдно обвиняем, вместо того чтобы поощрять. Помните, порицаем мы плохое поведение, хорошее – стимулируем!
В занятиях творчеством, особенно в детском возрасте крайне важно давать человеку пространство для самостоятельной работы, право ошибаться, пробовать и экспериментировать. Критика должна быть очень осторожной и обдуманной, и на ранних этапах желательно только со стороны преподавателя, который разбирается и в предмете, и в методиках его преподавания!
Так же нужно помнить и понимать, что стандарты качества при оценке своих работ у взрослого и ребенка разные. Дети категорически не хотят обращать внимание на текстуру поверхности, всякие мелкие и не мелкие неровности, трещины, крошки и т.д. для них главное форма, при чем та форма, которая устраивает их.
С какого возраста следует заниматься лепкой
Начну с возраста. Заниматься лепкой можно с самого того момента, как в этом появилась потребность и к этому есть чисто физическая возможность этим заниматься, определенный уровень психофизического развития: умение удерживать предметы в руках, достаточно силы для их деформации и т.д., понимание слов, и способность выполнять команды.
До какого возраста можно начать заниматься творчеством? Пока можете ходить и говорить. У меня была преподаватель Татьяна Вениаминовна «зубр» старой школы доктор биологических наук, доктор психологических наук, гениальнейший ученый, преподаватель и психотерапевт. Последний раз, когда она пошла на очередное обучение 87 лет, за 2 года до смерти.
Формат занятий
Условно форматы можно разделить на три, ознакомительно-развлекательный, развлекательно-образовательный, и собственно получение профессии – чистое обучение.
Для детей от 3 до 6 лет это чисто ознакомительно-развлекательный формат с элементами обучения — это больше игра, чем обучение, где вообще может не быть готовых изделий. Для детей от семи лет это уже и развлечение, и обучение, ну и от 10 лет можно серьезно заниматься чистым обучением. Для справки: в художественные училища берут как раз с 10 лет. И еще один момент, который нужно понимать, есть ручная лепка, а есть гончарный круг. Так вот формовка изделий на гончарном круге, это более сложная система навыков, здесь мы должны уметь работать и с материалом, и со станком. В училища, где обучают работе на гончарном круге, берут, как правило, с 12 лет и обучение длится три года. В высших учебных заведениях, чтобы стать художником-керамистом или скульптором нужно учиться 5 лет. У нас это может быть как быстрее, так и дольше, все зависит от целей и мотивации учеников. Многие просто приходят отдохнуть, и расслабится и не гонятся за сверх достижениями.
В учебных заведениях, в которые люди приходят за обучением и дипломом преподаватели не помогают ученикам делать их работы, никто там не будет ни склеивать, ни лепить что-то за вас, объяснят, покажут и всё, а не получится, так еще и плохую оценку поставят. Мы же и помогаем вылепить сложные моменты, и приклеить, и вырезать и т.д. Но делать все за учеников, чтобы было красиво не является нашей задачей, да и не нужно ни детям, ни родителям, ни взрослым ученикам. Мы выдерживаем развлекательно-образовательный формат, стараясь передать наш опыт, умения и навыки, не предъявляя при этом строгих требований к технике исполнения, не ставя оценок, не задавая домашних заданий.
Что имеем в итоге?
В любом кружке, в любой студии, на индивидуальных занятиях с любым мастером это всегда развлекательно-образовательный формат даже для взрослых, какой бы не был гениальный педагог, и сколько бы это ни стоило по деньгам. Чистое обучение возможно только в специальных учебных заведениях, в которые нужно поступать, нельзя пропускать занятия, нужно делать домашние задания, выставляются оценки, есть экзамены и можно быть отчисленным за неуспеваемость. И даже выпускники этих заведений не всегда способны на создание шедевров.
Когда же начнут появляться, скажем, так более взрослые изделия, «шедевры»?
«Шедевры» начнут появляться со временем при постоянной практике, при достаточном старании и мотивации. Научится делать красивую керамику или скульптуру может каждый при приложении определенных усилий. Понятно, что у тех, у кого к этому есть задатки будет получаться лучше и быстрее, но даже и у них не будет шедевров без усердия. Чтобы научиться делать, как у мастера надо потратить несколько лет, мастер стал мастером не за один день, это долгий процесс полный проб ошибок и преодоления. Мы помогаем в этом процессе, делая его легче и веселее.
Здравомыслие подсказывает нам, что невозможно написать Джоконду на уровне Леонардо да Винчи ни в три, ни в четыре года, ни в 12 лет, ни даже в 18, даже если мы начнем этому осмысленно обучаться лет с десяти. Посмотрите на работы первокурсников и выпускников профильных заведений и почувствуйте разницу.
Еще один важный вопрос, который мне часто задают и на который хочется ответить, раз уж я и так написал целую статью.
Способствует ли лепка развитию ребенка и саморазвитию взрослых?
В случае с детьми, с растущим и развивающимся мозгом, любое конструктивное творчество есть развитие, даже если нет цели получить тот или иной завершённый навык. Сюда войдут и лепка, и рисование, и каллиграфия, и стендовое моделирование, и шахматы, и игра в дочки матери, и все что угодно. Какие-то формы, как например, лепка являются более универсальными, какие-то менее. Так лепка учит мелкой моторике и пространственному мышлению, чувству формы и композиции, аккуратности и инженерному мышлению, и эргономике. Ментальная математика или шахматы, или рисование в этом плане менее универсальны.
Для взрослого человека любое саморазвитие не может быть без цели. Развитие подразумевает вектор, какой-то результат, к которому мы должны прийти в результате. Если есть цель, есть и саморазвитие чем бы вы не занимались, хоть йогой, хоть керамикой, хоть стрельбой по тарелочкам.
Выводы:
Заниматься творчеством и приятно, и полезно! Важно не убить креативность в детях необдуманными действиями. Чтобы не было завышенных ожиданий и недопонимания нужно хоть немного знать теорию и процесс и не торопиться в суждениях.
Разбирайтесь в теме, выбирайте формат, будьте добрее и сдержаннее, любите людей, любите творчество стремитесь к достижениям, а мы вам в этом поможем!!!
Garry Nikopol
Керамист-художник
1 комментарий. Оставить новый
Спасибо большое за статью. Стала за собой замечать излишнюю требовательность к ученикам. Прочла и задумалась, шедевры выходят сами собой. а техника нарабатывается через терпение и спокойствие.