Мария Лукьянова: путь от флориста до керамиста

Мария Лукьянова. Путь от флориста до керамиста

Занимаюсь керамикой с февраля 2017г, уже 5 лет. Через полгода будет 6 лет. Это не профильное образование. По образованию я психолог. И с керамикой у меня интересная история.

С детства я была творческим ребенком, но росла я в семье военного. Моя малая родина — это город Вологда. И жили мы в закрытом военном городке со своей определенной атмосферой. Но я вот помню одну интересную историю.

Когда я была маленькой девочкой, мне было лет 5, а то и меньше. Но я ее очень хорошо запомнила. Мы с родителями поехали в Вологду, там был какой-то праздник.  Я как сейчас помню, там стояло что-то типа палатки или шатра, в которой сидел гончар. Притом, знаете такой гончар, в классическом представлении о гончарах. Он был большой, с бородой и крепкий. В таком фартуке. И у него еще был ножной круг и вот он крутил. У меня так и остались эти воспоминания из детства: эта красная глина и как он мощно своими руками выкручивал большой сосуд.  Я помню, меня это тогда очень впечатлило. И я маме еще тогда сказала: «Мама, пожалуйста, отдайте меня обучению к этому дяде, я очень хочу тоже попробовать делать горшки».

Путь от флориста до керамиста

Ну понятное дело, 90-е года, все улыбались, как это мило, что ребенок изъявил такое желание, но дальше улыбок дело не пошло. Время шло, я всегда стремилась к творчеству, всегда что-то рисовала, лепила, интересовалась художествами мирового масштаба, но в моей семье все-таки были правила, что профессия должна быть серьезной.

На тот момент выбора профессии у нас было модно поступать на профессии менеджера, экономиста, и вот эти все новые слова, пришедшие к нам. Мои порывы не воспринимались всерьез и мои родители, меня не хочется говорить, что додавили, но я выкинула из головы все свои мысли о творчестве и я поступила на менеджера в колледж.  Днем училась на менеджера, а вечером приходила домой и писала картины.

Потом пришло время поступать в институт. Тут уже и возраст был такой, что более-менее посерьезней стала, я стала говорить о том, что вижу себя в другой профессии. На тот момент я видела себя дизайнером ландшафта. Но тоже не почувствовала никакой поддержки. И тогда я сказала: «Ладно, если вы не хотите дизайн, я тогда пойду в психологию». Мне тогда казалось это чем-то интересным и где-то отдаленно творческим. Я поступила на психолога и получила высшее педагогическое психологическое образование. Но я не пошла работать, но я потом долго еще работала в рекламном агентстве…  В общем об этом можно долго говорить, но у меня был долгий путь до того, как я пришла в керамику, в итоге я успела и флористом поработать, но меня все равно всегда тянуло в степи. Даже работа флористом это было не на 100% творчество. Это был бизнес, меня заставляли продавать гнилые цветы. И это все мне претило, я не хотела это делать, делала это все время через «не хочу». А потом так распорядилась судьба, что я познакомилась со своим будущим мужем, мы поженились, супруг у меня был против того, чтобы я работала флористом в той компании, где я работала. Я оттуда ушла и через некоторое время я забеременела, родила ребенка и было не до поиска себя. Но в моменты, когда маленький сын спал, я рисовала. Даже немножко шила игрушки. Скорее, это было баловством.

Путь от флориста до керамиста

И вот когда сыну был уже почти год, я вспомнила эту историю про гончара и маленькую девочку, которая говорила своей маме, что хочет быть гончаром. Я рассказала об этом своему супругу. И он меня очень поддержал. Так и сказал: «Маша, если ты до сих пор об этом вспоминаешь и возвращаешься к этому по жизни, то обязательно стоит попробовать». Тогда мы пошли с ним на какой-то мастер-класс в Дымов керамику. Так я и познакомилась с глиной, с керамикой. Далее был куплен курс, двухмесячный. Там что-то вроде знакомства с глиной, я закончила его. Потом я ходила на индивидуальные занятия.

Это было начало моего пути, я стала активно искала разных керамистов, гончаров, художников, которые занимались и связаны с керамикой и дальше уже «впитывала». YouTube и Google были мне в помощь и вот так постоянно целыми днями. Я начала говорить только про керамику, про все это волшебство. Ну в общем так я и осталась в этом деле. Как видите. И я не могу сказать, что это было хобби, это просто волна, которая накрыла меня. То есть это не было хобби.

Путь от флориста до керамиста

Одна керамистка сказала интересную фразу: «Керамика — это не работа, это образ жизни. И, если честно, наверное, я так и живу. Для обывателей да. Когда иду в мастерскую, говорю, что «иду на работу». Но это моя жизнь. Я об этом постоянно думаю, все крутиться вокруг керамики, моих работ: мысли и действия. Сложно это назвать это работой.

Изначально я начинала с интерьерной керамики. Сначала это были часы, скульптура, вазы. Потом я как-то перешла к посуде, и вот сейчас я делаю интерьерную керамику и посуду. Но что я люблю больше всего. Это сложно сказать. Я к своим работам отношусь как не то, что к детям, это смешно звучит. Это странно, наверное, так говорить. Но это что-то твое родное, часть тебя. И очень сложно выделить что-то одно. Я во все вкладываю себя и разговариваю, со своими работами)) И сказать, что кружку я делаю лучше, чем какой-нибудь салатник и люблю больше кружку… наверное нет. Но знаете, мне нравится больше делать вазы. Они как-то энергетически ближе. И вазы можно сделать очень в интересном образе. Ваза может быть и женская, и мужская. Иметь силуэт, энергетику. И вот здесь выстраивается такой разговор с изделием. И, наверное, ваза мне как-то больше по душе. Я люблю делать вазы разных размеров, с разными характерами, это как вот общение с людьми, они как живые.

Путь от флориста до керамиста

Конечно, я слежу за керамистами. В основном они зарубежные, не буду назвать фамилий, их очень много. Но могу сказать, что и за российскими я тоже слежу, у нас много талантливых людей, это так меня радует. Мне вообще нравится, что в последнее время ниша керамики стала вот так активно развиваться, появляется много классных пабликов, страничек, где ты можешь читать узнавать, общаться, это так здорово. ТГ каналы — это потрясающе вообще. Конечно, я люблю читать девчонок «Керамика на крыше», они ведут интересный журнал, я его так называю. Александра (@ovo_ceramics) конечно же. Интересные. Да бесконечное количество людей. И классно, что все делятся и появилось такое керамическое комьюнити. Люблю бывать на фестивалях, общаться, обмениваться информацией. Смотреть на другие работы, вдохновляться. В общем, это очень здорово!

Вот про любимое изделие говорила уже, наверное, одного любимого нет. Хотя, знаете, у меня в мастерской стоит одна из первых моих работ, это часы. Там скульптурная работа- часы в виде кафе, а рядом с ним столик, молодой человек, сидящий читающий книгу, а в ногах его лежит пес. И вот да, люблю, но не могу сказать, что больше всех моих работ. Но вот они дороги мне. Я какое-то время их продавала, но потом решила оставить себе в память о моем начале пути.

Путь от флориста до керамиста

Что касается рамок хобби. Я не входила в рамки хобби в отношении керамики и, соответственно, не выходила. Но рост есть, он очевиден, я его вижу. И сейчас все стало гораздо серьезнее, чем в начала пути. Если в начале это было, что хочу, то и ворочу, то сейчас это уже микробизнес, где ты чувствуешь и покупателя, и запросы. Где ты стараешься немножко отключать свою художественную нотку, и начинаешь думать о том, что сейчас более модно и востребовано. И стремишься идти в эту сторону. Хотя все равно очень сложно отключить себя и начать штамповать. Я противник этого и вношу свой стиль.

Сейчас у меня своя мастерская, до этого я снимала разные помещения работала, в основном что-то небольшое. Но сейчас своя уже мастерская, у меня есть печь, раскатчик и теперь есть гончарный круг. С гончарным кругом сложная история. Изначально душа к кругу вообще у меня не лежала. Потом я вела класс керамики в одной московской гимназии и там мне приходилось все равно с детками гончарить на круге, скрепя сердце.

Сейчас, поскольку обороты растут, я пришла к тому, что мне нужно оптимизировать свою работу. На одну кружку, сделанную вручную, трачу полтора часа. Литье не всегда дает тебе формы, какие хотелось бы. Тогда стало понятно, что нужен круг. Но надо еще захотеть на нем работать.

Этим летом проснулась и поняла, что хочу все-таки гончарить на круге. Но для этого мне стоит подучиться. Я пошла в московскую студию, к потрясающему Владимиру Косяку. Великолепный учитель и человек. Я лишний раз убедилась в том, насколько все зависит от людей. И как-то все легко так получилось. Пролетела эта неделя и я оттуда вышла с четким желанием иметь свой гончарный круг и у меня не было сомнений, какой именно. И решила, что это будет iMold. Потому что много слышала о нем, и сидела у своих товарищей керамистов приятелей. И вот так и решила я ввести гончарку в свои будни керамиста.

Керамике я учусь каждый день. Керамику я сравниваю с медициной. Врачи говорят, что всегда будешь учиться, не зависимо от того, сколько лет ты в этом. Вот и с керамикой также. Она преподносит сюрпризы, подарки. Никогда не уверена в том, что выйдет из печи на 100 процентов то, что я задумала. И на самом деле, наверное, это меня и держит. Не приходит скука, не надоедает. Это такой «роман с керамикой», очень мне нравится и нет сомнений в том, что что я на своем месте. И да, я зарабатываю на этом. Это моя работа, никакой работы другой у меня нет. Каждый день, в будни с 11 до 18 я в своей мастерской творю.

Мария Лукьянова

Автор статьи
Мария Лукьянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Ещё статьи по теме:

Подпишитесь на новости о выходе новых статей:

Товары для гончаров и керамистов