Раку – это техника создания керамики, зародившаяся в древней Японии. Изначально в этой технике изготавливались чаши, курильницы и кувшины для чайной церемонии. Однако позже техника раку пришла в Европу и стала использоваться не только для этих изделий, но и для обычных кружек, тарелок и многого другого.
Изначально изделия в технике раку изготавливались вручную, без гончарного круга и получали неровные края и неодинаковую толщину стенок, что соответствовало философии ваби-саби (скромная простота). Однако позже их начали изготавливать как на гончарном круге, так и без его помощи.
Глина для таких изделий будет претерпевать сильные перепады температур, следовательно, должна быть прочной и огнеупорной. Обычно для техники раку используют невысокотемпературную глину.
Первый обжиг проходит как обычно – изделие медленно нагревается и медленно остужается. Далее изделие покрывается глазурью напылением, окунанием или кистью. Затем следует второй обжиг – изделие нагревается до температуры плавления глазури и достается из печи специальными железными щипцами. Далее черепок нужно как можно скорее поместить в огнеупорный контейнер с опилками, кусочками бумаги или сеном. Однако по древней традиции изделия клали не в контейнер, а в яму, так же заполненную опилками. Очень важно закрыть контейнер или яму от проникновения свежего воздуха, чтобы образовать так называемую восстановительную среду, в которой будет «дозревать» глина и глазурь.
Так как изделие раскалено до температуры 800-1000 градусов, в контейнере с опилками начинается процесс тления, для которого нужен кислород. Доступ к окружающему нас кислороду закрыт крышкой контейнера. Однако кислород есть в оксидах металлов, которые используются для создания глазурей, ведь оксид металла – это и есть соединение металла с кислородом. Поэтому кислород начинает вытягиваться из оксидов металлов, использованных в глазурях. Этот процесс называется редукция. В итоге металлы в глазурях приобретают свой изначальный цвет.
После того, как изделие остынет, его нужно опустить в воду для завершения процесса восстановления, а затем обмыть губкой и мылом. чтобы смыть следы обгоревших опилок и раскрыть блеск металлов во всей красе.