Основные типы эффектарных глазурей для керамики

Основные типы эффектарной глазури для керамики

Изделия из керамики перестали нести лишь утилитарную функцию и использоваться в быту только для практических целей ещё более 500 лет до нашей эры. Методом случайных находок и совершенствования технологии обжига, открытием новых видов глин, цветовых добавок, предназначения керамических изделий люди пришли к декоративной керамике и использованию эффектарных глазурей. Изобретение и использование декоративной керамики стало оживлять быт человека, радовать глаз, способствовала эстетическому развитию, совершенствованию живописного вкуса, расширяло формы и виды изобразительного искусства, совершенствованию технологии гончарного дела. Надо сказать, что декоративная посуда, где использовались глазури, способствовала и пищевой гигиене, и сохранению здоровья человека, так как неглазурованная керамика плохо моется после использования в пищевых целях. Нельзя забывать и о том, что в гастрономии большое значение имеет и эстетическое значение пищевых продуктов и способов их употребления. Так как из красивой посуды приятнее есть, и она способствует лучшему усвоению пищи. Лучшая в мире столовая посуда теперь хранится в самых известных музеях мира.

Краснофигурная греческая керамическая тарелка. Лувр.
Краснофигурная греческая керамическая тарелка. Лувр.

Эстетика гончарных изделий в основном зависит от применения эффектарных глазурей. До недавнего времени российские керамисты самостоятельно замешивали массы нужной расцветки, самостоятельно их окрашивали и добавляли гранулят для создания стойкой окрашенной крошки в массах и глазурях, что требовало много лишних усилий и творчества, затрат и экспериментов. В настоящее время в продаже имеются многие и достаточно разнообразные импортные и отечественные виды масс и глазурей.

Глазурью является тонкий (0,1-0,3 мм) стекловидный слой эмали, который наносится на поверхность изделия из керамики и закрепляется обжигом. Глазури предохраняют керамику от загрязнения и воздействия агрессивных веществ (кислот, щелочей, активных солей) могущих содержаться в пищевых продуктах или в окружающем пространстве. Глазури придают керамике декоративность, а также снижают коэффициент проницаемости влаги в поры керамики. Глазурь повышает прочность керамики. Она применяется в виде суспензии, содержащей компоненты в виде мелкоразмолотом виде, которые не растворяются в воде. Приготовленная жидкая или густая суспензия наносится на поверхность обожжённого или в некоторых случаях необожжённого изделия, которое затем проходит высокотемпературную обработку. В результате этого процесса на поверхности изделия образуется стекловидное покрытие. Посуду покрывают пищевой глазурью, то есть не содержащей свинца и кадмия, вредных для здоровья человека и животных. Но и в бессвинцовых пищевых глазурях также обязательным условием изготовления является соблюдение необходимых технологически температурных режимов. Глазури бывают прозрачными, непрозрачными, бесцветными, окрашенными, блестящими или матовыми. Основами глазури служат: каолин, кварц и полевой шпат, свинец (майолика), боросиликаты, селено-кадмий. В состав глазурей могут входить оксиды калия, натрия, лития, цинка, магния, кремний и другие вещества.

Для получения декоративного эффекта изделий из фарфора и майолики применяют эффектарные цветные глазури, имеющие яркую окраску и несущие различные полутона цветовой гаммы. Богатая цветовая палитра может быть достигнута путём введения в бесцветную глазурь оксидов и солей металлов. Оксид кобальта даёт палитру от светлого до тёмно-синего, оксид хрома — зелёный, с оловом — белый; оксид меди — изумрудно-зелёный, сине-зелёный; соли марганца дают коричневые и розовые цвета; оксид железа — жёлтый и красный, чёрный. Те глазури, которые не имеют однородного цвета именуются «реактивными глазурями». Они более потёчны и несут добавки, создающие различные вариации цвета. Перед использованием часто требуется постановка предварительной пробы для определения нужной толщины слоя глазури для достижения желаемого эффекта. Для того, чтобы создать вариации цвета использую кристаллы, спекающие вещества, изменение материала. Глазури могут быть потёчными и непотёчными (густыми). Для гранёных изделий глазурь накладывается с минимумом на рёбрах изделия и более толстым слоем на его гранях.

Многие глазури требуют высокой температуры обжига (1200-1250° C), имея такие эффекты, которых трудно добиться при низкотемпературном обжиге (980-1080° C). Массы и глазури с высокой температурой обжига обладают большей стойкостью к химическим реагентам и прочностью. Но на низкой температуре пигменты и красящие вещества в глазурях имеют более яркие цветовые качества. Поэтому низкотемпературные эффектарные глазури приобретают всё большую популярность. Низкотемпературные глазури из-за высокого содержания щелочи в составе имеют большую склонность к выщелачиванию и цеку. Они более пригодны для декоративной керамики. Столовую посуду рекомендуют делать из высокотемпературной керамики и глазури, каменных масс и фарфоров. Керамическую посуду со среднего обжига до высокого, используют в ресторанах, где износ изделий более ощутим в сравнении с бытовым использованием. У посуды, изготовленной из низкотемпературной керамики, высоко-щелочные глазури выщелачиваются от агрессивных моющих средств и такая посуда низко устойчива к сколам. Надо отметить, что существуют стабильные низкотемпературные глазури для изготовления посуды, но они требуют ручного мытья и бережного обращения.

Такие глазури требуют среднего обжига и отличаются разнообразием цвета. Это и эффектарные глазури различных цветов с переливами цвета, глазури с имитацией старинных селадонов или дровяного обжига.

Эффектарные глазури отличаются богатой палитрой красок, но требуют особенно точного соблюдения технологии нанесения и температурного режима обжига. Они иногда не дают желаемого эффекта из-за несоблюдения применения, подвержены потёчности и изменению оттенков. Эффект таких глазурей на керамике обуславливается количеством слоёв, толщиной нанесения и температурного режима. Потёчности обычно избегают, но иногда её используют для придания эксклюзивного эффекта.

Эффектарная потёчная глазурь на столовых чашках
Эффектарная потёчная глазурь на столовых чашках

Потёчная глазурь на столовых чашках

Понимание механизмов, приводящих к необычным визуальным эффектам, помогает керамисту корректно использовать глазури и добиваться нужного внешнего вида изделия. Процессы, происходящие в эффектарных глазурях, можно условно разделить на несколько типов:

Первый тип

Глазури с изменённой текстурой поверхности. Сюда можно отнести глазури, имеющие эффекты кракле, вспенивания и сборки.

Глазури с изменённой текстурой поверхности
Глазури с изменённой текстурой поверхности

В процессе обжига глина и глазурь сплавляются. При охлаждении, если глазурь обладает большей, чем у глины, уровнем сжатия, возникает кракле. Кракле обычно считают дефектом прочности изделия, но правильно подобранное сжатие глазури ведёт к повышению прочности. Экстремальное кракле, когда глазурь лежит толстым слоем и наносится таким образом, чтобы казалось, что трещины расположены друг на друге. Зная коэффициент теплового расширения, можно управлять рисунком трещин в глазури, создавая желаемую сетку трещин. Глазурь — это смесь оксидов с различными коэффициентами теплового расширения и зная их у различных оксидов, можно изменять суммарный КТР. Важным условием в этом случае это поддержание температуры обжига постоянной, так как при повышении температуры большее количество оксида кремния в черепке переходит в стекло.

Второй тип

Глазури, имеющие контрастно отличающийся внешний вид, зависящий от толщины покрытия. В тонком слое это один цвет, в толстом – другой.

Пример применения эффектарной глазури на керамике
Пример применения эффектарной глазури на керамике

Такого типа глазури, например, Терраколор, Ovo Ceramics обжигаются во время бисквитного обжига при Т°=1020-1080° С (чтобы избежать пузырей). Глазурь тщательно перемешивают и наносят первый слой на изделие с помощью кисти. Когда глазурь высыхает, наносят ещё один слой и, при необходимости, третий (в зависимости от толщины индивидуального слоя). После того, как глазурь полностью высохнет, эффект переливания цвета достигается протиранием поверхности влажной тканью. Ткань протирается по кругу, с надавливанием. Эффект переливания цвета проявляется при 900° С, наиболее интенсивная игра цвета достигается при обжиге 1040° С. Красивые яркие и блестящие цвета приобретаются поверхностью при покрытии прозрачной глазурью. Толщина слоя зависит от свойств глазури и конечной цели керамиста. Она составляет от 0,1 до 0,3 до достаточно толстых слоёв. Особенно эффектны прозрачные матовые глазурь светло-голубого оттенка. Они выглядят по-разному в зависимости от толщины слоя и могут менять цвет от светло-голубого до светло-коричневого в крапинку. В тонком слое цвет меняется от типа глины. Покрытому изделию необходима сушка от 4 до 6 часов.

Третий тип

«Реактивные глазури». В них происходят эффекты расслоения фаз глазурного материала и межфазного взаимодействия.

Пример применения эффектарной реактивной глазури на керамике
Пример применения эффектарной реактивной глазури на керамике

Реактивная глазурь для керамики – особый вид глазури, когда во время обжига керамических изделий проходит процесс химической реакции. Это даёт возможность создавать уникальные эффекты на керамической поверхности. В состав реактивной глазури входят компоненты, реагирующие между собой при определённой температуре, при чём достигается эффект создания различных цветов и текстур на керамической поверхности. «Реактивные глазури», содержат высокий процент потоков и добавок для производства одного или нескольких вариаций цвета. Эффект достигается за счёт добавления текстуризаторов, разделение фаз нанесения глазури и обжига, вариации непрозрачности при изменении толщины покрытия глазурью. Реактивные глазури являются среднетемпературными и плавятся при 1130-1200° С. Они могут быть 4-х видов: глянцевые, матовые, кристаллические, металлики. Основной чертой этих глазурей является потёчность, когда покрывают черепок матовой глазурью первым слоем. Затем используют любые другие глазури этой же группы. Повторный слой другой глазури ускоряет потёчность, изменяя цвет и эффект.

Четвёртый тип

Глазури с включениями. Это могут быть глазури с вкраплениями («калейдоскоп») и с включениями, образующими кристаллы в процессе отверждения. Обычно производители эффектарных глазурей совмещают в своих продуктах несколько типов реакций.

Глазури с эффектом вкрапления
Глазури с эффектом вкрапления

Это глазури с эффектом вкрапления, выглядят красиво, но не все подходят для горячей пищи. В таких глазурях содержатся в малых количествах, различные вещества (в частности, кадмий), которые могут нанести вред организму. Керамические включения могут представлять собой синтетический силикат циркония, неорганический керамический пигмент, сульфид кадмия, селен, оксид кремния, диоксид циркония и другие компоненты. Глазурные включения могут быть продуктами высокотемпературного прокаливания. В зависимости от концентрации сульфида кадмия и селенида кадмия цвета имеют ярко-жёлтый, оранжевый, красный, ярко-красный и темно-красный оттенки. С соединением кристаллов силиката циркония цвета включений стабильны при высокой температуре. Керамические красители с включениями могут давать яркие цвета в прозрачных глазурях с высоким блеском и высоко стабильны в глазури.

Такие глазури используется при экологически безопасной технологии снаружи посуды. Красная блестящая глазурь может иметь чёрные вкрапления. Глазури проявляют эффекты в толстом слое. Обычно наносят несколько тонких слоёв после высыхания предыдущего слоя. Для закрепления на черепке разводят глазурь на органическом клее (как например, КМЦ S-4524). Температура обжига на вазах составляет до 1220° С, на плитке 1240° С. Глазури с эффектарными включениями наносятся кистью, поливом, окунанием. Глазури могут содержать кристаллические включения размером до 0,2 мм, поэтому процеживать глазури рекомендуется через крупную сетку. Интервал обжига у белых с вкраплениями глазурей составляет 960-1100° С.

Бутаков Е.И. Гончар-любитель, изобретатель, кандидат наук.

Бутаков Е.И.
Гончар-любитель, изобретатель, кандидат наук.

1 комментарий. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Ещё статьи по теме:

Подпишитесь на новости о выходе новых статей:

Товары для гончаров и керамистов