История и основы гончарного искусства

История гончарного искусства и советы начинающему гончару

По историческим данным археологов и радиоуглеродному датированию учёными выяснено, что гончарное дело появилось в эпоху палеолита, около 27 тысяч лет до нашей эры, но технология обжига была изобретена позже. Из глины изготавливались ритуальные изображения человека и украшения. Обжиг был изобретён во времена неолита (10-15 тысяч лет назад). Первые изделия из обожжённой глины представляли собой грубые, неправильной формы горшки для приготовления пищи. Гончарное искусство (гончарство) формировалось тысячи лет. По историческим литературным источникам оно известно нам с Ветхого Завета. У Иеремии (18;3) (ветхозаветного великого пророка, предтечи Мессии, который был родом из Анафофа, располагавшегося в трёх древнеримских милях от Иерусалима), написано: «И сошёл я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале». Изначально гончарное ремесло служило для изготовления сосудов для приготовления и приёма пищи, а также для хранения жидких и сыпучих материалов. Племена Центральной Африки в начале XX века изготавливали горшки вручную, суша на солнце после формовки, потом обкладывали их внутри и снаружи соломой и обжигали.

Термин «керамика» произошёл от греческого слова «керамос», что означает глина. Глиняные сосуды доисторической эпохи делались с помощью ручной лепки и имели неправильную форму. Поздние находки на раскопках дают остатки и редко целые сосуды правильной круглой формы, которую можно достичь лишь при использовании гончарного круга. Точное время изобретения данного приспособления для изготовления глиняной посуды неизвестно.

Автором, участвовавшим в археологических раскопках на территории современного Израиля, собраны некоторые фрагменты гончарных изделий разных эпох. Они представлены на фото ниже.

Фрагменты гончарных изделий из раскопа на территории Израиля. Слева кувшин – образец палестинской посуды, справа византийская керамика.
Фрагменты гончарных изделий из раскопа на территории Израиля. Слева кувшин – образец палестинской посуды, справа византийская керамика.

На территории Израиля, у подножия горы Хермон, в 3-м тысячелетии до нашей эры использовали для изделий особую глину, получившую название «металлическая керамика». Посуду из этой глины обжигали при высокой температуре до 1000° С, с использованием мехов. Если постучать по изделию, можно услышать металлический звон.

Более поздние изделия представляющие высшие достижения гончарного искусства в настоящее время находятся в известнейших музеях Греции, Египта, Франции, России. Они представляют собой шедевры гончарного искусства и известны культурным людям всего мира. Они имеют собственные имена: Пелика (столовая амфора) с ласточкой, ваза из Суз и другие.

Ваза – Пелика с ласточкой. Мастер - Евфроний — древнегреческий аттический вазописец. 500 год до нашей эры. Государственный Эрмитаж.
Ваза – Пелика с ласточкой. Мастер - Евфроний — древнегреческий аттический вазописец. 500 год до нашей эры. Государственный Эрмитаж.
Ваза IV тысячелетия до н. э., обнаруженная во время раскопок в Сузах (территория современного Ирана). Коллекция Лувра. Желтовато-белая глина, покрытая геометрическим узором.
Ваза IV тысячелетия до н. э., обнаруженная во время раскопок в Сузах (территория современного Ирана). Коллекция Лувра. Желтовато-белая глина, покрытая геометрическим узором.
Керамика британской фабрики Wedgwood в течение 250 лет считается эталоном качества. Её образцы фарфора и фаянса - произведения искусства. Коллекция Эрмитажа и Петергофа.
Керамика британской фабрики Wedgwood в течение 250 лет считается эталоном качества. Её образцы фарфора и фаянса - произведения искусства. Коллекция Эрмитажа и Петергофа.

Развитие производства керамики привело к появлению фарфора на Востоке, для которого использовался белая глина (каолин). Первые фарфоровые изделия датируются III веком н. э. Совершенства изделия из фарфора в Китае достигли через тысячу лет после начала его изготовления. Фарфор, изготавливавшийся во времена династии Мин, стал известен в Европе. Белые вазы с синей росписью стоили больших денег, были эксклюзивны и стали предметом коллекционирования правящих династий. В современное время средневековый китайский фарфор стоит сотни тысяч и десятки миллионов долларов.

В настоящее время ручная лепка изделий из глины не особо практикуется. Формовка изделий производится на гончарном круге, в последующем на изделие изнутри или снаружи наносится глазурь, производится обжиг глины для создания предметов домашнего обихода, строительных материалов, декоративных изделий, украшений, строительных кирпичей, глиняной грубых предметов для заводских потребностей (огнеупорные кирпичи, реторты, кафели, трубы), изысканных изделий для быта и эстетического наслаждения.

Для конечной продукции из керамики применяются разные сорта глин, отличающихся специфическими особенностями производства. Гончарное производство развивается и обогащается новыми предметами выделки: огнеупорным кирпичом, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями.

До VIII века Гончарное производство в Европе находилось в упадке. Развитие его получило во времена мавров в Испании, когда появились изделия с отделкой из глазури. Глазурные плиты служили для наружной облицовки городских стен, выстилки полов. Между XIII и XV столетиями происходит расцвет гончарного искусства после изобретения майолики (изделия, изготовленного из белой или серой обожжённой глины с пористым «черепком»).

Технологий изготовления керамики множество. Они включают: очищение гончарной глины, смешивание её с песком и мергелем (материал, богатый карбонатными минералами), глазурь содержит окись олова, подкрашивается кобальтом и медью, изделия подвергаются двойному обжигу; выделка фаянса, когда фаянсовые изделия обжигаются слабым огнём, покрываются белой поливой, и делаются живописные рисунки, используется также вторичный обжиг; была изобретена печь для обжига эмалированной глиняной посуды; изделия отделываются расписными барельефами голубого, жёлтого, серого и фиолетового цветов; в глино-каменных массах возможно имитирование античных изделий.

Разные виды глин для гончарного дела.

Главное различие между видами керамики — это состав массы, из которой они изготавливаются, и разновидность глазури. Все керамические изделия делятся на 2 группы: плотные и пористые. Плотные изделия от действия высокой температуры при обжиге сплавляются и сливаются в однородную твёрдую массу. В изломе они напоминают стекло, они полупрозрачны, не впитывают воду и при ударе о высоко углеродную сталь дают искры (пример — фарфор). Пористые изделия в изломе пористы, легко ломаются, пропускают воду при отсутствии глазури (пример — фаянс). Между теми и другими есть переходные. Все виды гончарных изделий могут покрываться глазурью.

Плотные гончарные изделия это: твёрдый фарфор, мягкий фарфор; бисквит (твёрдый, неглазурированный фарфор с обычной фарфоровой массой), париян — состав трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури; кappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета; каменные изделия, имеют плотную мелкозернистую массу, белую или окрашенную, издают звук и по краям излома просвечивают.

Пористые керамические изделия это: фаянс нежный — смесь огнеупорной глины с кремнезёмом, которые покрывается прозрачной глазурью. фаянс обыкновенный (майолика), с красновато-жёлтой массой; после обжига покрывается непрозрачной глазурью; терракота, состоящая из очищенной глины и перетёртых осколков готовых изделий, без глазури. Изделия гончарные обыкновенные из глины и глинистого мергеля с свинцовой глазурью; изделия из огнепостоянной глины (кирпич, дренажные трубы).

Выделка кирпича, фарфора и фаянса включает в себя: составление глиняной массы, формование, сушку, обжиг, покрытие изделия глазурью. Основной исходный материал в гончарном деле — глина. Глина должна обладать такими качествами, как вязкость и температурное сопротивление. Глина обладает высокой пластичностью, но в неё добавляется дополнительный материал из-за неравномерного сжатия в процессе обжига. Для простых изделий используют песок, золу, древесные опилки. Для изделий более высокого качества добавляют шамот (порошок из измельчённых гончарных изделий или слабо обожжённой глины). Приготовленная масса удобна для выделки, сушки и обжига, но после обжига остаётся пористой. В таком виде она трудно принимает глазурь. Для улучшения процесса глазурования к массе добавляют вещества, дающие свойства легкоплавкости и твёрдости. Они делают массу не принимающей воду и способствуют глазурованию. Глина, используемая для изготовления простых гончарных изделий, включает окислы железа, известь, щёлочи, гипс, которые способствуют спекаемости массы и прочности. Смесь должна быть однородной и не должна содержать крупных частиц. Чистая глина редко встречается в карьерах и её необходимо очищать и смешать с другими веществами.

Добыча глины в карьере

При производстве и выделке обыкновенных гончарных изделий в крупных масштабах добытая в карьере глина оставляется на 1-2 года на воздухе или в воде, затем она мнётся машинами для очистки от мелких камешков. Затем глина складывается в кучи, режется на пластины, очищается от видимых примесей и складывается в ёмкости, в которых переминается ещё раз. Для высшего сорта керамических изделий масса особо хорошо и отдельно очищается и перемешивается. Главное требование к глиняной массе — однородность. Для качественной очистки глина разбивается на мелкие комки, которые затем обливаются водой, сутки выдерживаются и затем помещаются в месильные машины. Ножи машины вращаясь разрезают куски глины, вода, проходя через них, уносит мелкие частицы, а крупные комки остаются на дне ёмкости. Осаждение грубых частиц глины происходит в бассейне, жидкость пропускается во второй бассейн, где отстаивается. Тёплая вода лучше разъединяет глину.

Пропорции составных частей глиняной массы определяются при конкретных задачах получения необходимой массы для конкретных керамических изделий. Перемешивание веществ возможно насухую, ножами, и с помощью воды. Полученная масса не однородна и может включать много воздушных пузырьков, которые удаляются любо в процессе работы на гончарном круге или машинами на фабрике.

Для тех, кто интересуется производством керамических изделий и хотел бы заняться самостоятельно изготовлением керамики – посуды, декоративных изделий или отделочных материалов необходимо знать самые необходимые сведения и иметь под рукой обязательные инструменты.

Основы гончарного искусства

Для начинающего гончара необходимо быть готовому к физическим однообразным операциям, развивать внимательность и иметь чувствительные пальцы рук.

Главная трудность состоит в выборе глины для работы. Существует много различных видов глины, которые разделяются на природные (карьерные) и керамические массы. Начинающим гончарам рекомендуются керамические массы: МКФ-2, красная гончарная масса (Гжель), керамическая масса PA ECO (Испания), немецкие керамические массы (Witgert №6, белого цвета без шамота). Все данные массы универсальны, подходят для изготовления изделий на гончарном круге и для лепки вручную. Они пластичны и хорошо формуются.

Перед началом работы хорошо промните глину, чтобы воздух вышел и не образовались пузыри в изделии при формовке на гончарном круге, которые приводят к трещинам при обжиге. Для работы с глиной необходима спецодежда (фартук).

Фартук на гончаре

Начало работы с глиной

Начало включает следующие последовательные операции:

Помещение комка глины резким броском на гончарный круг. Формование изделия из комка замешанной глины установкой на вращающийся круг (скорость вращения круга может регулироваться).

Комок замешанной глины

Далее:
Центровка глиняной массы двумя руками. Комок при подсыхании смачивается водой. Центровка производится на небольшой скорости вращения круга.

Центровка глины на гончарном круге

Открытие комка указательным пальцем и формирование внутренней полости.

Открытие комка указательным пальцем и формирование внутренней полости.

Подъём стенок.

Подъём стенок.

Формование изделия

Стенкам изделия придаётся равномерная толщина. Завершение формования изделия.

Обтачивание

Снимаются излишки глины специальным ножом.

Обтачивание

Воздушная сушка изделия

Изделие сушится феном и снимается после срезки с круга тонкой проволокой.

Сушка глиняного изделия феном

Доводка формы изделия

Крепёж ручек, постановка клейма и т.п. При креплении ручек и отделочных элементов на корпусе изделия наносятся риски, а стыки элементов смачиваются водой.

Доделка изделия

Сушка изделия на воздухе течении 5-7 дней для полного удаления воды.

Обжиг

Духовка – достаточно хорошая среда для начинающих обучаться гончарному делу. Для запекания в духовке достаточно нескольких часов. Большинство духовок поднимает температуру до 350 градусов. Для промышленного или профессионального обжига глиняной посуды требуется температура от 1200 градусов. Обжиг включает два этапа: первый (утильный обжиг) при температуре 800-1000° С, второй (обжиг с глазурью). Иногда используется обжиг надглазурных красок.

Обжиг гончарных изделий

Покрытие глазурью

Требуется одноцветная глазурь для блестящего верхнего слоя. Можно глазуровать окунанием. Рекомендуется прозрачная глазурь, не влияющая на цвет декоративной краски. При использовании краски берётся глазурь любого цвета. Следует брать глазурь с одинаковой температурой обжига. Если глазурь обжигать при неверной температуре, изделие расколется. Накладывается слой воска на внешнее дно сосуда и в местах соединения отделяемых частей. Слой воска не даёт глазури протечь на дно посуды и прилипать изделию к печной решётке при обжиге. Для начинающих гончаров, для глазурования, рекомендуют использовать готовые глазури.

Покрытие изделия глазурью

Второй обжиг (обжиг с глазурью)

Столовый фарфор требует обжига при 1300° С. Иногда используется обжиг надглазурных красок при 700-800° С, все зависит от конкретного материала, с которым вы работаете, разные глазури имеют свою температуру обжига, рекомендуемую производителем.

Бутаков Е.И. Гончар-любитель, изобретатель, кандидат наук.

Бутаков Е.И.
Гончар-любитель, изобретатель, кандидат наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Ещё статьи по теме:

Подпишитесь на новости о выходе новых статей:

Товары для гончаров и керамистов