Глазурь — это не только эстетика и глянцевое покрытие керамического изделия. Она делает его функциональным, прочным, стойким, устойчивым к влаге, к загрязнениям и воздействию химии. Это особенно важно, если мастер работает с посудой и предметами для сервировки стола.
О глазури в керамике
Глазурь наносится на изделие после первого обжига. Нанести ее на предмет можно по-разному: кистью, методом окунания, поливом и распылением.
Такое покрытие — сложная по своему составу смесь, которая состоит из оксидов, солей металлов и силикатов в качестве основы.
Виды глазури
Глазури можно разделить на шесть категорий. Классификация происходит по определяющему фактору ее состава и результата, получаемого после нанесения.
Прозрачность
В этой категории название говорит само за себя. По прозрачности выделяют непрозрачные (глухие) и прозрачные глазури
Блеск
Глазури можно разделить на матовые, полуматовые и глянцевые.
Окрашенность
В этом случае деление происходит по наличию красителя в составе глазури. Они бывают цветные и бесцветные.
Способ изготовления
По способу изготовления глазури можно различить на нефриттованные (сырые) и фриттованные (предварительно спеченные) глазури.
Температура розлива
Это свойство позволяет определить необходимую температуру для работы с глазурью. Она может быть легкоплавкая, которая обжигается при температуре 900-1100 °С и тугоплавкая, для которой необходима температура 1100-1300 °С.
Состав
По составу глазурь может быть боросиликатная и свинцовая.
Как сделать глазурь самостоятельно?
Если мастер принял решение работать с глазурью, то перед ним может встать вполне логичный вопрос: «купить глазурь в магазине или приготовить ее самостоятельно?»
В специализированных магазинах действительно можно отыскать множество готовых глазурей разных ценовых категорий. Для их изготовления используют специально подобранные рецептуры стекол, которые разработаны именно для покрытия керамических изделий. Но существуют и народные способы изготовления глазурей. Что для этого нужно?
Первое, что нужно сделать — измельчить стеклянные бутылки или банки. Для этого их нагревают и опускают в воду. Во время этого процесса стекло покроется небольшими трещинами.
Второй этап — это измельчение стеклянной крошки в порошок. Если речь идет о небольших объемах, с этим поможет справиться ступка. Но намного эффективнее и быстрее смолоть в шаровой мельнице.
Третий шаг — просеивание получившейся муки через сито с мелкой ячейкой.
Четвертый шаг — соединение измельченного стекла с мучным клейстером или силикатным клеем.
Пятый шаг — финальный: добавление в смесь красителей. Если добавить в глазурь 5-6% двуокиси олова или силиката циркония, получится глухая белая эмаль.
Цветная глазурь
Если с получением белой глазури мы разобрались, то как добавить цвета?
Желтый
Желтые оттенки можно получить с помощью оксида железа, никеля, марганца, а так же селен-кадмиевых пигментов
Красный
Для получения красных глазурей обычно используются синтетические селен-кадмиевые пигменты, которые обладают высокой стабильностью и яркостью цвета. В особых условиях можно получить красные цвета на основе оксида меди, так называемые медные рубины.
Коричневый
Коричневые глазури можно получить при помощи оксида железа, марганца и пигментов на их основе.
Черный
Хороший черный цвет дают пигменты с содержанием кобальта. Есть более дешевые пигменты без кобальта, но они не всегда дают хорошие результаты в составе глазурей и больше подходят для окрашивания керамических масс.
Серый
Существуют синтетические серые пигменты различных оттенков. Но серый цвет можно получить при введении небольшого количества черного пигмента в белую эмаль.
Чтобы получить приглушенные пастельные цвета, красители добавляют в белую эмаль. Для получения ярких цветов их добавляют в прозрачную глазурь.
Фактурная глазурь
Глазурь таит в себе массу возможностей и различается не только своим цветом.
Если экспериментировать с режимами, температурой печи и соединять красители в составе, то можно получить удивительный эффект текстуры. Поверхность изделия может стать велюровой, а может имитировать материал драгоценных камней.
Среди интересных фактур — покрытие с эффектом кракле. Добиться такого эффекта можно изменением коэффициента теплового расширения глазури и керамической массы.
Важно: создавать цек необходимо специально недожигая изделия. Затем сетку трещин необходимо выделить контрастной глазурью или пигментом и заплавить третьим обжигом при достаточной температуре. Иначе эффект превратится в брак – через трещины изделие будет впитывать влагу.
Где искать вдохновения?
Следить за ведущими керамистами и художниками особенно важно. Это позволяет развить насмотренность, почерпнуть идеи и вдохновиться. Также мы рекомендуем посмотреть примеры для вдохновения бренда ГлавГлазурь.
Вулканы Брайана Рошфора
Брайан Рошфор — известный художник и керамист из США. Он создает абстрактные арт-объекты из глины и цветной глазури.
Особенность его работ — текстура покрытия. Он мастерски использует покрытие: наносит его в несколько слоев и обжигает до появления трещин и пузырьков. Таким образом, художник получает эффект «извергающегося вулкана».
Керамические сказки
Валентина Фадеева и ее проект Ceramic Tales — это настоящее воплощение сказки в обыденности. Интересный дизайн посуды у художницы получается в том числе и за счет необычной, фактурной глазури с неровностями.
Идеальная поверхность
Бренд Cono из Санкт-Петербурга — это объединение мастеров, которые работают в самых разных техниках: от художественной росписи до литья. Особенно выделяется их посуда из полуфарфора: ее покрытие — идеально гладкое и блестящее, а сочные и яркие цвета глазури никого не оставят равнодушным.
Как перейти «на ты» с глазурью?
Технология глазурования керамики довольно сложна, а сама глазурь достаточно привередлива. Конечный результат зависит от множества деталей: от условий изготовления черепка, просушки, состава, толщины глазури и параметров обжига. Однако, как и в любом другом деле, с постоянной практикой и опытом, будут улучшаться результаты и сами изделия.