Основы глазури: насколько сложно с ней работать?

Основы глазури в керамике
Работа художника-керамиста Игоря Яроша
Garry Nikopol

Каждый начинающий мастер познает керамику с основ: изучает материалы и работает с гончарным кругом. Однако дело никогда не останавливается лишь на изготовлении черепков. Каждому хочется развиваться, а рост мастера как специалиста возможен в случае изучения новых техник, росписи и работы с глазурью.

Последняя — это еще один уровень, который предстоит пройти начинающему керамисту. Все ли так сложно, как может показаться на первый взгляд?

Основы глазури в керамике
Работа художника-керамиста Игоря Яроша
Garry Nikopol

О глазури в керамике

Глазурь — это не только эстетика и глянцевое покрытие изделия. Глазурь делает его удобным в использовании и позволяет использовать изделие в быту. Она делает его прочным, стойким, устойчивым к влаге, к загрязнениям и воздействию химии. Это особенно важно, если мастер работает с посудой и предметами для сервировки стола.

Глазурь наносится на изделие после первого обжига. Нанести ее на предмет можно по-разному: кистью, методом окунания, поливом и распылением.

Такое покрытие — сложная по своему составу смесь, которая состоит из оксидов, солей металлов и силикатов в качестве основы.

Основы глазури в керамике
Работа художника-керамиста Игоря Яроша
Garry Nikopol

Виды глазури

Разделяют глазурь на шесть категорий. Деление происходит по определяющему фактору ее состава и результата, получаемого после нанесения.

Прозрачность
В этой категории название говорит само за себя. По прозрачности выделяют глухие и прозрачные глазури

Блеск
Эта категория определяет конечный результат, который получится после завершения глазурования. Он может быть: матовый, глянцевый и промежуточный.

Окрас
В этом случае деление происходит по наличию пигмента в составе глазури. Они бывают цветные и бесцветные.

Строение
Нефриттованные сырые и фриттованные спеченные глазури.

Температура розлива
Это свойство позволяет определить необходимую температуру для работы с глазурью. Она может быть легкоплавкая, которая наносится при температуре 600-1280 °С и тугоплавкая, для которой необходима температура 1000-1420 °С.

Состав
По составу глазурь может быть борно-цинковая, бессвинцовая и свинцовосодержащая глазурь.

Основы глазури в керамике
Работа художника-керамиста Игоря Яроша
Garry Nikopol

Как сделать глазурь самостоятельно?

Если мастер принял решение работать с глазурью, то перед ним может встать вполне логичный вопрос: «купить глазурь в магазине или приготовить ее самостоятельно?»

В специализированных магазинах действительно можно отыскать все виды и цвета готовой глазури: от декорирующих до противоударных. Кроме того, такая покупка в небольших объемах не ударит по кошельку — можно найти и купить покрытие в диапазоне от двухсот до пятисот рублей.

Однако на любом этапе профессионального пути мастера сделать глазурь самостоятельно — полезный и интересный опыт. Что для этого нужно?

Первое, что необходимо сделать — найти непригодное стекло или стеклянные изделия, что больше вам не понадобятся. Далее следует измельчить материал, нагреть его и опустить его в воду. Во время этого процесса, кусочки стекла должны покрыться небольшими трещинами. Так получается «фритта» — из этого сырья и изготавливается глазурь, которая продается в магазинах.

Второй этап — это измельчение фритты на мельчайшие крупинки и превращение ее в белую муку. Если речь идет о небольших объемах, с этим поможет справиться ступка или намного эффективнее и быстрее шаровая мельница.

Третий шаг — просеивание получившейся муки через сито с мелкой сеточкой.

Четвертый и почти заключительный шаг — соединение измельченного стекла с водой, мучным клейстером или силикатным клеем. Белая густоватая жидкость, которая получится в итоге — это и есть глазурь.

Пятый шаг — финальный: добавление пигмента в смесь. Если добавить в глазурь 5-6% окиси цинка, двуокиси олова или сернокислого бария, получится глухая белая эмаль.

Основы глазури в керамике
Работа художника-керамиста Игоря Яроша
Garry Nikopol

Цветная глазурь

Если с получением белой глазури мы разобрались, то как добавить цвета?

Желтый
Желтые оттенки можно получить с помощью борсодержащих элементов, оксидов цинка, свинца и урана. Во время обжига элементы могут давать разные расцветки, которые варьируются от зеленого до оранжевого.

Красный
Золото, оксид свинца, железа и селен — это химические элементы, которые помогают получить любые пурпурные оттенки: от розового до красного.

Коричневый
Добиться натурального коричневого пигмента можно с помощью таких элементов как железо, марганец, никель и хром.

Черный
Насыщенно черный цвет глазури можно получить, используя только один компонент — свинцовый флюс.

Серый
Затемнить белую глазурь и получить серый пигмент помогут элементы олова или циркония.

Для того, чтобы получить приглушенные цвета, то химические элементы добавляют в белую глазурь. Для получения ярких цветов, их добавляют в прозрачную.

Основы глазури в керамике

Фактурная глазурь

Глазурь таит в себе массу возможностей и различается не только своим цветом.

Если экспериментировать с режимами, температурой печи и соединять элементы в составе, то можно получить удивительный эффект текстуры. Ее фактура может стать велюровой, а может имитировать материал драгоценных камней.

Среди самых интересных фактур — покрытие с эффектом кракле, или как его еще называют — цек. Добиться кракле можно изменением коэффициента теплового расширения глазури и керамических масс.

Важно: создавать цек необходимо третьим обжигом, чтобы он не превратился в брак, через который изделие будет впитывать влагу.

Основы глазури в керамике
Работа художника-керамиста Игоря Яроша
Garry Nikopol

Где искать вдохновения?

Следить за ведущими керамистами и художниками — особенно важно. Это позволяет развить насмотренность, почерпнуть идеи и вдохновиться.

Вулканы Брайана Рошфора

Вулканы Брайана Рошфора

Брайан Рошфор — известный художник и керамист из США. Он создает абстрактные арт-объекты из глины и цветной глазури.

Вулканы Брайана Рошфора

Особенность его работ — текстура покрытия. Он мастерски использует покрытие: наносит его в несколько слоев и обжигает до появления трещин и пузырьков. Таким образом, художник получает эффект «извергающегося вулкана».

Валентина Фадеева и ее проект Ceramic Tales

Керамические сказки

Валентина Фадеева и ее проект Ceramic Tales — это настоящее воплощение сказки в обыденности. Интересный дизайн посуды у художницы получается в том числе и за счет необычной, фактурной глазури с неровностями.

Бренд Cono из Санкт-Петербурга

Идеальная поверхность

Бренд Cono из Санкт-Петербурга — это объединение мастеров, которые работают в самых разных техниках: от художественной росписи до литья. Особенно выделяется их посуда из полуфарфора: ее покрытие — идеально гладкое и блестящее, а сочные и яркие цвета глазури никого не оставят равнодушным.

Как перейти «на ты» с глазурью?
Работа художника-керамиста Игоря Яроша
Garry Nikopol

Как перейти «на ты» с глазурью?

Технология глазурования керамики довольно сложна, а сама глазурь достаточно привередлива. Конечный результат зависит от множества деталей: от условий изготовления черепка, просушки, состава, толщины глазури и параметров обжига. Однако, как и в любом другом деле, с постоянной практикой и опытом, будут улучшаться результаты и сами изделия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Ещё статьи по теме:

Подпишитесь на новости о выходе новых статей:

Товары для гончаров и керамистов