Керамическая глазурь — это стекловидное покрытие, которое используется для украшения, придания цвета и защиты поверхности изделия от воздействия жидкостей.
Основные функции глазури:
- придаёт прочность поверхности;
- цветная глазурь придает требуемый цвет изделию;
- предоставляет возможность цветной росписи керамики кистью;
- усиливает визуально дизайн изделия;
- защищает керамические изделия от действия кислот, щелочей и попадания плесени;
- предохраняет поверхность от механических повреждений;
- может придавать поверхности глянцевость или матовость.
Глазури используются для покрытия керамики и фарфора. Они являются неотъемлемой частью процесса производства большинства изделий из глиняных масс.
Декоративная керамика делалась и некоторыми именитыми художниками, в частности, Михаил Врубель, использовал цветную скульптуру, применяя игру бликов и полутонов.
Современные керамисты исследуют химию глазурей для создания разнообразных оттенков, отражающих явления природы и служащих основой для художественных произведений. Цвета в окружающем мире возникают из преломления солнечного света и отражения предметов. При обжиге керамических изделий цвета могут изменяться или выгорать, а взаимодействие подглазурных красок и красителей часто непредсказуемо.
Современная керамическая мастерская функционирует как химическая лаборатория, где обжиг — это процесс взаимодействия химических элементов при различных температурах. Поэтому правильный выбор глазурей и их сочетаний имеет ключевое значение для создания уникальных изделий. В качестве пигментов керамисты используют оксиды, соли металлов и силикаты.
Российский бренд ГлавГлазурь производит жидкие глазури для керамики, подходящие как для начинающих, так и для профессиональных гончаров. В глазурном цехе изготавливаются покрытия из природных материалов, таких как каолин и кварц, с добавлением различных пигментов. Готовые составы отличаются высокой прочностью, устойчивостью к высоким температурам и отличной адгезией к керамическим изделиям, что позволяет создавать красивые произведения без лишних забот.
Однотонная универсальная глазурь для керамики ГлавГлазурь: особенности и рекомендации по применению
Однотонная жидкая универсальная глазурь — это отличный выбор для создания глянцевой поверхности, которая проявляется после обжига при температуре 1000-1150°C. Это покрытие не содержит свинца, что делает его безопасным для использования в производстве посуды.
Подготовка и рекомендации при нанесении глазури
Перед началом работы важно тщательно подготовить глазурь. Рекомендуется следующее:
- Перемешивание: Перед нанесением состава, обязательно перемешайте его. При необходимости добавьте немного чистой воды, чтобы достичь желаемой консистенции.
- Обработка изделий: Перед глазуровкой обработайте поверхность изделий влажной губкой.
- Нанесение глазури кистью: При использовании кисти, старайтесь наносить глазурь в 2-3 перекрёстных слоя на предварительно очищенный черепок. Каждый последующий слой наносят только после полного высыхания предыдущего.
- Метод окунания, полива или распыления: Если вы предпочитаете окунание изделия в глазурь, обязательно разведите состав водой, чтобы снизить её вязкость, начиная с 10%, до получения состояния «молока». Это поможет обеспечить равномерное покрытие. Глазурь следует наносить в 1-2 тонких слоя.
- Тестовые образцы: Рекомендуется заранее изготовить пробники с различными слоями, чтобы оценить результат и выбрать оптимальный вариант при нужной температуре.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете достичь отличных результатов при работе с однотонной глазурью ГлавГлазурь.
Тест глазурей ГлавГлазурь в гончарной студии «Серафим»
Гончарной студией «Серафим» в городе Барнауле проводилось апробирование комплекта одноцветных глянцевых глазурей для покрытия керамики от бренда ГлавГлазурь. Испытывались цвета: прозрачный, черный, коричневый, синий, серый, розовый, красный, темно-коричневый, зелёный, желтый, голубой, бирюзовый, белый. Данные виды глазурей предназначены для нанесения кистью, они обладают высокой плотностью и легко наносятся. Состав имеет низкую потечность, не даёт цек.
Наносили кистью в 2-3 перекрёстных слоя. Работали с белой глиной. При нанесении окунанием, глазурь разводили водой для снижения вязкости. Температура обжига составляла 1000-1200°C. После обжига получился насыщенный цвет при покрытии в 2 слоя. В целом получились красивые цвета, слегка полупрозрачные.
При покрытии после обжига формируется слегка полупрозрачный нежный цвет. При обжиге в 2 слоя получается хорошая укрываемость. Глазурь легко и равномерно ложится независимо от цветовой характеристики. Испытывали нанесение глазури на изделие кистью в два слоя с просушкой с интервалом до 1 часа. Иногда приходилось покрывать изделие повторно с дополнительным обжигом.
Пробовали смешивать глазури для получения дополнительных цветов. Пробовали использовать подглазуривание для прорисовки мелких деталей. После обжига покрытие выглядит ровно, цек отсутствует, состав наносится кистью легко. Использовали глазурь на тарелках с предварительным обжигом и росписью ангобами.
Также применяли обжиг при температуре 1060°C в один слой. Результаты хорошие. После обжига изделия приобретают блеск. На низком обжиге состав проявляет прекрасные качества, а при температуре 1200°C немного мутнеет. Состав с неоднородной консистенцией приходилось перемешивать. Применяли рекомендации для густых растворов после перемешивания, путём добавления чайной ложки 9% уксуса. Когда глазури наносили толстым слоем, происходила сборка. В таком случае ограничивались 1-3 тонкими слоями. Глазурь хорошо визуально способствовала восприятию рельефа изделия.
Автор статьи: Бутаков Е.И.
Гончар-любитель, изобретатель, кандидат наук.