О глазурях в керамике

О глазурях в керамике

Периодически, начинающие керамисты просят меня научить мастерству и рассказать «за глазури». В конце концов это подвигло меня систематизировать данный материал в небольших статьях. Обращаю внимание, что эта информация преимущественно для начинающих керамистов. Здесь я не буду подробно рассказывать о глазурной химии и изготовлении глазурей. Изготовление глазурей — это отдельная большая тема и тут скорее надо быть химиком, чем керамистом.

Сегодня на рынке представлен огромный ассортимент готовых глазурей, который можно комбинировать друг с другом, находя интересные эффекты и сочетания, поверьте экспериментов с готовыми глазурями, готовыми пигментами и оксидами металлов вам хватит на всю жизнь. Но вести записи всё же придётся, как и выучить некоторое количество специфических терминов.

И так, что же надо знать начинающему керамисту о глазурях?

Для начала, что же называют глазурями. Глазури — это как порошок или суспензия, которую наносят на черепок, так и само готовое стекловидное покрытие на прошедшем глазурный или, как еще говорят, политой обжиг изделии. В качестве красителей в глазурях выступают соли или оксиды металлов либо в виде свободных примесей, либо в виде так называемых включенных пигментов. Внимание! Глазури – это именно стекловидное покрытие, а не просто краска на основе неорганических пигментов.

О глазурях в керамике

Виды глазурей

Сразу скажу, моя классификация не претендует на истину в последней инстанции, что-то я могу опустить, считая не важным для упоминания, на чём-то наоборот акцентирую внимание. Как говорится: устав не догма, а стимул к действию.

Глазури имеют несколько основных параметров, в зависимости от которых их можно разделить на виды.

  • По прозрачности: прозрачные, полупрозрачные, и глухие. Нужно понимать, что ни одна глухая глазурь не заглушает цвет черепка полностью, поэтому на разных глинах одни и те же глазури выглядят по-разному.
  • По температуре обжига: низкотемпературные, высокотемпературные.
  • По фактуре и блеску: глянцевые, матовые, промежуточные (сатиново-матовые).
  • По химическому составу базы: боро-силикатные, стронциевые, свинцово-содержащие.
  • По способу изготовления: фритованные, сырые, полуфритованные. Фритованные глазури более стабильны в обжиге по своим свойствам.
  • По декоративной структуре и виду покрытия: простые и эффектарные.

Одноцветные глазури для керамики ГлавГлазурь

Простые глазури – это глазури, при правильном нанесении и обжиге, дающие однородное по фактуре и цвету покрытие.
Пример — одноцветные глазури ГлавГлазурь.

Эффектарные глазури – это глазури с неоднородностями окраски, эффектами типа лавового, сборкой, яркими включениями, кракле и т.д.
— по потёчности: потёчные, непотёчные, умеренно потёчные.

Потёчность – свойство глазури стекать по вертикальным поверхностям черепка при обжиге. Чем выше температура обжига, тем сильнее течёт глазурь, так некоторые непотечные или умеренно потёчные глазури при повышении температуры начинают течь сильнее. Керамисту необходимо знать об этом свойстве глазури, скажем так, заранее, чтобы получать запрограммированные эффекты и результат и контролировать процесс, не испортить печь или огнеприпас натёкшей и прилипшей на него глазурью. Изделие при стекании с него глазури и прилипании куда не надо чаще всего получает плохо корректируемы дефекты или вообще становится не пригодным.

Следующий важный момент, который я хочу выделить отдельно, это глазури, пригодные для декорирования посуды, контактирующей с пищей. Тут мы их разделяем на пищевые и непищевые.

Если мы делаем посуду, то лучше всего использовать высокотемпературные массы и, соответственно, высокотемпературные глазури, а также глазури, не содержащие свинца или других вредных компонентов. При этом нужно понимать, что пищевой глазурь делают не только отсутствие в химическом составе вредных веществ, но и ряд других параметров, что обращает нас к такой весьма условной и собирательной характеристике, как согласованность черепка и глазури.

И так, правильно согласованные глазури на правильно сделанной и безопасной в использовании посуде не должны выщелачиваться и выделять в пищу вредных элементов, не должны давать кракле (сетка мелких трещин), не должны иметь наколов и кратеров. Глазури должны максимально закрывать поры керамики.

Таким образом, для посуды подходят глазури с однородным цветом, без эффектов, ярких включений, без металлизированного блеска, не сборчатые, как правило, глянцевые, без кракле, максимально плотные и твёрдые. Самый идеальный с точки зрения экологичности, гигиеничности и безопасности вариант – это керамика, покрытая прозрачной глазурью, без надглазурной росписи. У некоторых глазурей бывает весьма широкий диапазон обжига, соответственно на своих высших значениях они будут более плотно спекшиеся и твердые.

Как пример — посуда из твердого фарфора, покрытая прозрачной глазурью, дожжённая на свою конечную температуру. За счёт очень прочного и плотного спекания глазури с черепком и отсутствия каких-либо химически активных элементов, она не выделяет вредных веществ и микрочастиц стекла, не пропускает внутрь себя влагу, не дает сетки трещин, в которых могут задерживаться остатки органики и появляться бактерии и крайне легко моется.

Сейчас производители обычно указывают на своих глазурях подходят ли они для использования в контакте с пищей или нет, хотя и идут на некоторые маркетинговые уловки, но это тема для отдельной статьи.

О глазурях в керамике

Основные характеристики глазурного покрытия

Интервал обжига – диапазон температур, в котором глазурное покрытие принимает свои заявленные эксплуатационно-декоративные свойства. Например, глянцевые глазури – глянец, матовые – матовую поверхность, эффектарные – максимально выразительный декоративный эффект и т.д.

Твердость. Чем более твердую поверхность создает глазурь, тем изделие более устойчиво к царапинам, истиранию и загрязнению, более твердые глазури – высокотемпературные.

Коэффициент термического расширения КТР – важная характеристика глазурного покрытия, которая влияет на согласованность глазури и черепка. Правильно подобранный КТР исключает разрыв изделия глазурью, нежелательное кракле, «отстрел» и прочее.

Адгезия глазури к черепку – то, насколько плотно и монолитно глазурь сплавляется с поверхностью черепка, максимальная величина адгезии глазури к черепку — у твердого фарфора, так как в самой фарфоровой массе много стекловидной фазы.

Фактура – рельеф глазури, трещины, вздутия гладкие поверхности и т.д.

Цвет глазури – зависит как от входящих в неё компонентов, пигментов, заглушителей и прочего, так и от цвета керамической массы, принимаемого после обжига.

Согласованность – как писалось выше, это собирательная характеристика, и, порой, субъективная. Сюда входят как такие технические характеристики, как адгезия и КТР, так и эстетические — раскрытие цвета глазури на той или иной керамической массе, сокрытие или же проявление мелких трещин и неровностей поверхности черепка.

Химический состав. Те химические соединения, которые входят в состав готового обожженного глазурного покрытия.

О глазурях в керамике

Характеристики порошков и суспензий

Величина помола – величина гранул порошка или частиц глазурной суспензии. Выражается в процентах и показывает отношение мелких частиц основной массы порошка и попавших в глазурь крупных. Обычно значение не превышает 0,10 — 0,15 процентов.

Устойчивость к оседанию – показывает, насколько долго глазурная суспензия находится в исходном состоянии, и насколько легко частицы поднимаются со дна при перемешивании. Как правило, хорошо сделанные глазурные суспензии устойчивы к оседанию. Производители делают глазури с определенной влажностью, при которой глазурь долго не оседает и хорошо размешивается. При добавлении в глазурь воды её устойчивость к оседанию уменьшается.

Срок хранения. Как правило, срок хранения глазурных порошков при правильном хранении не ограничен. С разведенными глазурями несколько иной момент. Многие жидкие глазури также могут храниться очень долго, к примеру, у меня есть глазури, которыми я почти не пользуюсь, и они всё еще пригодны. Что же может произойти с глазурью во время хранения? Первое — она может осесть на столько, что её, без специальных разжижителей, трудно будет перемешать.

Глазурь может начать каменеть полностью или частично, в глазури появляются твёрдые частицы, крупинки которые невозможно измельчить без помола в мельнице.

Некоторые глазури после длительного хранения начинают в обжиге давать «сборку» или другие дефекты.

При долгом хранении могут деградировать органические присадки, и соответственно, глазурь будет хуже наноситься на черепок, хуже прилипать и т.д.

Для более долгой сохранности свойств глазури рекомендую наводить столько суспензии из порошка, сколько нужно для работы на данный момент, если необходимо разбавить готовую жидкую глазурь, то отлить нужное количество в другую емкость и разводить там.
Для уменьшения оседания можно добавить в жидкую глазурь доломит, для удержания влаги — влагоудерживающий агенты глицерин или специальные сложносоставные присадки и т.д.

Химический состав

Для более успешного и целенаправленного поиска интересных эффектов и сочетаний глазурей между собой, пигментами и оксидами, даже начинающему керамисту желательно знать хим. состав глазурей и то, как что с чем реагирует.

Например, глазури, содержащие в составе марганец, всегда активнее реагируют с другими глазурями и дают более выразительные эффекты, глазури, содержащие свободный оксид меди или свинец не пригодны для изготовления посуды и т.д. и т.п.

О глазурях в керамике

Способы нанесения и инструменты

Способы нанесения, различные техники декорирования глазурями — это отдельная объемная тема, которая достойна не одной статьи, поэтому тут я коснусь только основного.

Кисть.
Первый и самый распространенный способ для новичков, для небольших мастерских, студий обучающих гончарному делу и лепке из глины – это способ нанесения кистью. Он прост и сложен одновременно. Тут можно наносить и многими тонкими слоями и в два три толстых, можно наливать большими кистями глазурь на черепок, хорошо подходит для плоских изделий и т.д.

Самыми частыми ошибками здесь являются: неравномерное нанесение и «подмывание» предыдущих слоев последующими, приводящие к проплешинам, или слишком толстый или бугристый слой, который в обжиге даст вскипание глазури или сборку. Это, в свою очередь, происходит из неправильного понимания глазури, отношение к ней, как к краске и, соответственно, неправильной работе кистью, попыткам намазывать глазурь и слишком жестком надавливании. В то время как надо чаще окунать кисть в глазурь, использовать воду для разбавления, скорее накладывать глазурь, чем намазывать, особенно последующие после первого слои.

Предвестников сборки легко опознать по появившимся трещинам в слое подсохшей на черепке глазури — это чрезмерно толстый слой. Так же слишком неравномерное нанесение с буграми и впадинами тоже может дать сборку и его тоже трудно не заметить. Здесь я рекомендую счистить глазурь и нанести заново.

Неравномерное нанесение при более-менее однородном рельефе покрытия заметить сложнее, повышайте навык, изучайте материал.

Какие использовать кисти

Тут всё индивидуально, можно использовать как синтетику, так и натуральную щетину. Руководствуемся общим правилом: чем больше площадь нанесения, тем больше кисть. Маленькие элементы удобно декорировать маленькими синтетическими кистями, но, чем больше размер кисти, тем она жёстче.

Рекомендации к кистям:
Синтетика — от 0 до 5 размера
Коза — от 5 до 8 размера, после восьмого размера лучше использовать фланцевые кисти
Пони — любые размеры от 2 и выше
Колонок — от 4 и выше.
Белка очень мягкая и её, как правило, используют в росписи и для отводок, но, если взять очень большой размер и развести глазурь пожиже, то ей можно заливать большие поверхности.

Так же очень хороши в работе китайские кисти для каллиграфии, они все разного качества, размеры на них не указаны, но все, которые я использовал, удобны, в основном ими и работаю на размерах, примерно сопоставимых с нашей синтетикой 5-6 и выше.

Тампонирование – нанесение глазури на черепок или поверх нанесенного слоя ангоба или глазури с помощью губки. Работать этим способом легко, главное — не давить сильно и не смазывать предыдущие слои. Менее экономен, чем нанесение кистью. Используйте всё, что придет в голову — фигурные губки, простые, как с фактурным рельефом, так и с гладким, синтетику, натуральные.

Окунание – это способ окунания изделия целиком или частью в большой объем глазури. Здесь обратите внимание на рекомендации производителя и форму поставки глазури, как правило, кистевые глазури надо разбавлять.

Самая частая ошибка здесь — это слишком толстый слой из-за слишком плотного состава глазури или из-за долгого нахождения утиля в глазури, что потом аукнется сборкой, вспениванием и т.д.

Рекомендации – используйте ареометр, читайте спецификацию и рекомендации поставщика глазури, так же не забывайте размешивать и процеживать глазурь перед применением. Протирайте влажной губкой, слегка увлажняя черепок, действуйте спокойно, быстро и уверенно.

Полив – собственно из названия понятно, что мы поливаем изделие струей глазури. Сложнее, чем окунание. Те же ошибки, что при окунании и те же рекомендации.

Пыление – покрытие глазурью из краскопульта. Как правило, используются краскопульты низкого давления с размером сопла от 0,8 до 2,5. Большие сопла обычно используются для покрытия эффектарными глазурями с крупными включениями. Метод требует сноровки, но не сложен в освоении. Черепок должен быть достаточно пористым, чтобы глазурь не стекала потёками и хорошо закреплялась. Необходимо использовать специальный шкаф с вытяжкой и средства защиты органов дыхания и зрения — очки, респиратор.

Чаще всего здесь из ошибок — слишком толстый слой и капли неравномерного напыления или капли воды, которые после обжига проявят себя сборкой, неравномерностями нанесения (более темные или более светлые участки). Еще одна частая ошибка – слишком быстрое нанесение слоев с размоканием глазури от перемокшего черепка. На сыром изделии это выражается в виде трещин, после обжига дает сборку или наколы.

Заключение

Декорирование глазурями процесс сложный, требует соблюдения целого ряда технических регламентов, внимательности, наблюдательности и самоконтроля.
Глазурей на рынке очень много, экспериментировать с их сочетаниями можно бесконечно. Какие-то глазури сложны в нанесении, какие-то очень легки, какие-то более универсальны и подходят для всех типов нанесения, какие-то нет, одни более предсказуемы, другие менее.

Игорь Ярош - О глазурях в керамике

Garry Nikopol
Керамист-художник

4 комментария. Оставить новый

  • Купил Китайский чайный сервиз, на вид очень красивый с яркими золотистыми линиями узора, но засомневался о токсичности. Глазурь очень твёрдая и устойчива к царапинам, можете подсказать как определить что глазурь безопасна?

    Ответить
    • Если это фарфор и фарфоровая глазурь, то они безопасны, так как прошли высокотемпературный обжиг, глазурь обладает высокой устойчивостью к химическому и механическому воздействию.

      Ответить
  • София
    19.01.2024 21:32

    Спасибо большое за подробное описание. Я купила порошок оксида ультрамарин. Как его правильно разбавить? Водой? Холодной? Теплой? В какой пропорции? Еще сульфат меди - и те же вопросы.

    Ответить
    • По этому вопросу вам лучше обращаться непосредственно к производителю или поставщику за рекомендациями. Можно также воспользоваться справочной технологической литературой, например: Блюмен "Технология художественной керамики". Если у вас ультрамарин Е1008 - это неорганический пигмент, с термостойкостью 350°С, он выгорит. А сульфат меди - не используют для окрашивания глазури, из него полетят пары серной кислоты в печь, что испортит спирали.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Ещё статьи по теме:

Подпишитесь на новости о выходе новых статей:

Товары для гончаров и керамистов