Широк, разнообразен и порой непознаваем спектр глазурных дефектов, иногда совершенно случайно глазурный брак дает интересный декоративный результат, но чаще боль, разочарование и зубовный скрежет. При этом к одному и тому же дефекту могут вести несколько извилистых или прямых путей. Подробно обо всех писать не буду, только о наиболее часто встречающихся. Так же прошу заметить, что здесь по умолчанию дефекты при обжиге в электрических печах. В газовых или дровяных печах опыта обжига не имею.
Сборка
Первый дефект в моём топе. Сборка – это местные скопления глазури. В одних местах глазурь собирается крупными каплями, а в других её нет.
Здесь и далее буду писать, что приводит к дефекту и после тире, как это устранить:
Пыль комнатная, керамическая, гипсовая, тальковая, меловая и т.д. – механическое удаление влажной губкой.
Слишком толстый слой глазури – наносить слой тоньше.
Слишком сухая поверхность черепка – увлажнить.
Слишком много или мало связующего – следить за рекомендациями производителя, знать необходимую информацию и экспериментировать с пропорциями.
Слишком долго хранящаяся глазурь – использовать свежую.
Слишком тонкий помол – использовать другую глазурь / другую массу.
Разная толщина слоя – наносить правильно, либо поменять способ нанесения.
Недожог утиля – дожигать.
Нанесение на сырой черепок – делать утильный обжиг.
Недожог – дожигать.
Сборку можно побороть перепокрытием той же или другой глазурью, срабатывает не всегда.
Накол
Накол, это следующий дефект, который разделяет первое место со сборкой в моём неофициальном рейтинге, – это маленькие отверстия в глазурном слое порой до самого черепка.
Повышенное газовыделение из массы – утиль на более высокую температуру или боле длительную выдержку на конечной.
Появление воздушных полостей при нанесении глазури на черепок – добавить в глазурь присадки, изменить способ нанесения.
Дефекты черепка, например, маленькие кратеры при литье в некачественную или сильно изношенную гипсовую форму – следить за качеством поверхности черепка.
Толстый слой глазури – тоньше слой.
Недожог – дожигать.
Как и в случае со сборкой можно покрыть изделия заново и обжечь.
Непрокрас или сухая глазурь
Ну и замыкает тройку лидеров, по моему мнению, непрокрас, или как еще называют сухая глазурь. Где-то глазурь лежит плотнее, где-то наоборот получаются проплешины, не оголяющие при этом черепок. Причина здесь чаще всего одна – неравномерное нанесение глазури на черепок.
Повышайте навыки нанесения глазури кистью, используйте облегчающие нанесение присадки, как например, Монокол или тот же глицерин. Пользуйтесь более легкими в нанесении глазурями, используйте другие методы нанесения, при этом следя за рекомендованной производителем плотностью глазури, для того или иного типа нанесения. Еще можно покрыть изделие заново той же или другой глазурью, но это не всегда получается хорошо.
Цек
Цек, или нежелательное кракле, или волосяные трещины или паутинка. Сетка мелких трещин в слое глазури. Для посуды, особенно на поверхностях, контактирующих непосредственно с пищей не допустимо.
Главная причина – несогласованность КТР черепка и глазури. Читайте спецификации масс и глазурей, выбирайте или глазурь с КТР ниже или массу с КТР выше.
Слишком толстый слой – делайте слой тоньше.
Слишком быстрое остывание – измените график, остывания, не форсируйте охлаждение, используйте печи с хорошей футеровкой.
Так же можно добавить необходимые минеральные модификаторы, дольше обжигать, обжигать на указанную температуру, нанести сверху другую глазурь и пережечь.
Разрыв изделия после глазурного обжига
Как правило, это происходит при остывании изделия, но бывает и отложенный эффект, когда изделие может разорвать или на следующий день или дня через два, или при резком изменении температуры изделия, например, налили в сосуд холодную или горячую жидкость.
Несогласованностью КТР черепка и глазури – подобрать массу и глазури с подходящими параметрами.
Несогласованностью глазурей – подобрать другие глазури или модифицировать имеющиеся, приведя их в соответствие.
Слишком быстрое остывание – остужать медленнее.
Так же можно дольше обжигать, или перейти на другую.
Пузыри и кратеры
Глазурь вспенивается на поверхности черепка, какие-то пузырьки лопаются, какие-то нет, какие-то проламываются уже на остывшем изделии.
Грязь в массе или глазури – следить за чистотой.
Пережог – не пережигать, уменьшить температуру, выдержку, садку печи.
Слишком быстрый нагрев – изменить график нагрева печи.
Слишком быстрое остывание в пределах от 1100 до 800 градусов – изменить график обжига.
Слишком толстый слой – делать слой тоньше.
Прыщи – плотные вздутия на поверхности, чем-то похоже на пузыри и кратеры, но причина в загрязнении поверхности черепка органикой или остатков химически связанной воды в массе. Лечится более долгой выдержкой в пределах температур от 850 до 1050 градусов, повышением температуры обжига утиля.
Отскок глазури
Отскок – это отслаивание глазури от черепка при остывании или через некоторое время после остывания.
Слишком быстрый нагрев – изменить график обжига.
Многослойное глазурование – тоньше слой.
Слишком быстрое остывание – охлаждать медленнее, выгружать изделия после достижения ими комнатной температуры.
Глазурь по пигменту или ангобу – модифицировать ангоб или глазурь, убрать или поменять пигмент, сделать слой пигмента тоньше.
Можно так же увеличить общее время обжига.
Засоры
Отдельным абзацем хочу выделить такой дефект как засорка частицами огнеприпаса или крышкой печи. В печах «нырялках» (с вертикальной загрузкой) с футировкой из легковеса, плиты составляющие крышку находятся в постоянном температурном движении, они, как и сами расширяются и сужаются при нагреве и остывании, так и металлический обод, который их стягивает.
Тут придумывайте сами, как будете побеждать. Накрывайте лещадкой верхнюю полку, при утильно-политом обжиге ставьте утиль на верхнюю полку, а политые изделия на нижние, следите за чистотой лещадок, поменяйте печь и т.д.
Заключение
И так основные дефекты я перечислил, сюда можно было бы еще добавить: пятна, мушки, сколы по краям, различные засорки, слипыши, матовость или глянцевость, недостаточный разлив и т.д.
В начале блока о дефектах я писал о непознаваемости. Так порой невозможно понять, почему случился тот или иной дефект и где же вы ошиблись. Например, недавно я глазуровал окунанием партию утиля из одной и той же партии массы, из одного и того же обжига, одной и той же глазурью. И вот где-то появилось вспенивание, а где-то нет. Я знаю, что у меня температура вверху и справа выше, и там на изделии появились кратеры, но вот на первой полке они появились на некоторых изделиях тоже. Магия, да и только.
Garry Nikopol
Керамист-художник
1 комментарий. Оставить новый
Есть глазури, которые специально идут с таким цеком. И этот цек сейчас очень модная штука. Порой разглядываешь изделие и не понимаешь, специально мастер хотел этот эффект или просто не очень опытный. Вот купишь какую-нибудь дорогущую кружечку в единственном экземпляре, нальёшь в неё кипяток и потом несколько дней слушаешь характерное потрескивание глазури… После чего ставишь эту кружечку на полку, а у мастера больше ничего не покупаешь.
А некоторые опытные керамисты даже проводят 3 разных обжига одного изделия или специально раньше открывают печь, чтобы от разницы температур потрескалась глазурь. Например, для работ под старину или шебби-шик очень хорошо этот цек подходит!
Но точно могу сказать, что внутри емкостей для приема пищи цек опасен! В трещины попадают остатки пищи, поселяются в пористом черепке, образуют плесень и другие ненужные скопления бактерий!
Хотя в музеях смотришь на старинный китайский фарфор и думаешь, от времени ли эти трещины? Или это считалось нормальным?
В общем, про эти трещины и их виды можно опять целую статью написать. 😊